Компания «ФЕМКО», являющаяся судовладельцем судна Alaed, ставшего известным во всем мире в связи с попыткой перевозки в Сирию отремонтированных вертолетов, ответила на вопросы журналистов.
- Считаете ли Вы, что аннулирование страховки судна было неправильным шагом со стороны Standard Club? Согласны ли Вы с позицией Standard Club, заявившего, что не может быть застрахован груз, доставлявшийся в нарушение санкций ЕС против Сирии?
- Правильным ли были действия Клуба или нет судить не нам - это дело юристов и морской общественности. Мы полагаем, что действия Клуба были НЕОБОСНОВАННЫМИ, поскольку по запросу Клуба ему были предоставлены все необходимые пояснения, включая копии грузового манифеста и выпущенных легальных коносаментов на груз. Свои письменные пояснения мы направили на имя господина Роберта Дорей директора оффшорного синдиката управляющей компании Charles Taylor & Co., Limited. Он не посчитал нужным на данное письмо ответить, запросить дополнительную информацию и попробовать разобраться в ситуации, как должен поступать Клуб, чья основная функция – защита интересов судовладельца-члена Клуба.
- Решение осуществлять такого рода грузоперевозки было принято компанией ФЕМКО из чисто коммерческих соображений или под давлением государства?
- Мы полагаем, государство в данном вопросе подразумевается Российская Федерация? Решение было принято из чисто коммерческих соображений и никакое государство, включая Российскую Федерацию, никакого давления на компанию не осуществляло. Более того, по своему характеру это был Тайм-Чартер, то есть судно было отфрахтовано на условиях аренды на время, для перевозки любых грузов, разрешенных классом судна, а не на условиях рейсового чартера под перевозку конкретного груза с указанием его номенклатуры, объема и веса. Соответственно, коммерческую эксплуатацию или, как Вы говорите, грузоперевозки, осуществлял арендатор судна, то есть тайм-чартерный фрахтователь. При таких правоотношениях решения о перевозках конкретных грузов принимаются фрахтователем без участия судовладельца, доходы от перевозок грузов также получает фрахтователь. Капитан и экипаж судна подчиняются судовладельцу только в вопросах, касающихся технического управления судном и обеспечения его безопасности.
Распоряжения, касающиеся коммерческих вопросов (в том числе, распоряжения в отношении груза), дает фрахтователь и капитан обязан выполнять их. Передача судна в тайм-чартер производилась через грузового брокера, давно работающего на рынке морских грузоперевозок, и связь с фрахтователем поддерживалась также через брокера. Обычное дело в нашем бизнесе.
- Принадлежит ли компания ФЕМКО совместно Роснефти и Совкомфлоту?
- Нет, не принадлежит. Владельцами компании являются физические лица, не имеющие никакого отношения к вышепоименованным и уважаемым компаниям.
- Выглядит несколько странно ситуация, когда компания, обычно работавшая на Дальнем Востоке и обслуживавшая нефтяные платформы, что следует из информации, размещенной на сайте «ФЕМКО», неожиданно была зафрахтована для доставки вертолетов в Сирию. Были ли какие-то особые обстоятельства, о которых можно сообщить прессе?
- Особые обстоятельства начались потом после отфрахтовки и погрузки груза, что и вызвало внимание прессы. А поначалу никаких особых обстоятельств не было и ничего странного в данной отфрахтовке мы не усматриваем. Компания в 2010 году приняла решение о диверсификации своего основного бизнеса, то есть судоходного. А потому в ноябре 2011 года после длительных переговоров и был приобретен т/х «Алаид» (кстати, компания в настоящее время ведет переговоры по приобретению еще 2-х аналогичных судов), который, завершив рейс с перевозкой гуманитарного риса назначением на порт Прая республики Капе Верде, собирался в очередной рейс с грузом из порта Санкт-Петербург в порты российского Дальнего Востока. Поскольку этот груз в тот момент не был готов, то грузовой брокер предложил другой чартер. Как указано выше – это был тайм-чартер. Условия нас устраивали и мы согласились.
- На сайте компании есть два странных заявления:
«Поскольку Клуб не имеет никаких документальных подтверждений о наличии на борту вооружений назначением на Сирию, то по информации Клуба, страхование аннулировано на основании «рекомендаций спецслужб Соединенного Королевства»
«Судовладельца, который не является грузовладельцем, а только перевозчиком и согласно нормам международного права не несет ответственности за характер груза и его описание в грузовых документах»
Похоже, что сама компания не знала о характере перевозимого на т/х «Алаид» груза. Так ли это? Что было написано в коносаменте?
- Как указано выше в ответе на вопрос № 1 Клуб не счел нужным ответить на наши письменные пояснения и каких-либо оснований для аннулирования страхового покрытия не предоставил. Наши утверждения основаны на публикациях в прессе, в основном британской. Насколько нам также известно из прессы, к таковым действиям призывал Государственный Департамент Соединенных Штатов в своем обращении к Правительству Соединенного Королевства. То есть в дело вмешалась Большая Политика и ни о какой законности и/или нарушении существующих Правилах Клуба речи не было вообще.
Что касается, знала или не знала компания о характере и назначении перевозимого груза. Участниками морского предприятия являются: собственник судна, судовладелец, в том числе и диспонентный, оператор судна, перевозчик, фрахтователь, грузоотправитель, грузополучатель и грузовладелец.
И зачастую, в современных морских перевозках, это разные лица при перевозке одного груза и на одном судне. Еще раз отмечаем, что мы не заключали договор перевозки. Однако хотим пояснить, что мог и должен был знать фрахтователь нашего судна в отношении груза, принятого им к перевозке. В соответствии с унифицированными правилами о коносаментах, (так называемые Гаагско-Висбийские правила о коносаментах) сведения о грузе предоставляются перевозчику грузоотправителем. При этом в коносаменте должны содержаться основные сведения, необходимые для идентификации груза, как они сообщены отправителем, число мест, количество, вес, внешний вид и видимое состояние груза. Перевозчик несет ответственность за вскрытие опломбированного контейнера и/или нарушение упаковки груза, если только таковые действия не продиктованы вопросами безопасности жизни и здоровью людей на судне. А потому перевозчик в своих действиях руководствуется описанием, предоставленным отправителем и содержащимся в коносаменте и/или грузовом манифесте, то есть в грузовых документах.
Размеры сайта не позволяют разместить копии коносаментов, да мы и не считаем это необходимым, поскольку уже предоставляли копии данных документов Клубу в которых ничего ни про Сирию, ни про вооружение указано не было. Итог рассмотрения Клубом таковых документов нам известен.
Простая житейская ситуация. Вы купили автомобиль с целью извлечения дохода от его эксплуатации. И сдали данный автомобиль в аренду компании, которая осуществляет услуги такси. Таксист, сам того не ведая, подвез к вашему дому вора, который Ваш дом и обчистил. Полностью и до основания. А теперь вопрос: вы к кому предъявите претензии и кому будете задавать свои вопросы в этой связи? К таксисту? К вору? К компании – оператору такси? Или к себе как владельцу автомобиля?
- Министр иностранных дел России Сергей Лавров 21 июня сообщил Интерфаксу, что «Алаид» перевозил вертолёты: «Да, он вёз три отремонтированных вертолета». Вместо этого в недавнем заявлении компании сказано: «Ничуть не имея намерений каким-либо образом комментировать недавние заявления российских должностных лиц о характере груза на борту и его назначении».
- Еще раз, мы не комментируем заявления и действия ни российских должностных лиц, ни должностных лиц какого-либо иного государства, поскольку компания «ФЕМКО» является коммерческой организацией, предоставляющей услуги перевозок морским
транспортом. Наша задача не комментировать, а обеспечивать работу флота, его мореходность для целей перевозок грузов, качественно, в срок и без ущерба для грузоотправителя / грузополучателя / грузовладельца, принимая во внимание риски на море. И руководствоваться не заявлениями в прессе, а условиями чартера и законными грузовыми документами на борту судна.
- Повлияет ли аннулирование страховки британскими страховщиками на российские грузоперевозки в дальнейшем? Скажется ли это на репутации британской системы страхования морских грузоперевозок?
- Мы - небольшая судоходная компания, живущая своими проблемами и решающая свои задачи, а потому мы не мыслим так масштабно и нам нечего ответить, как данная ситуация повлияет на российские грузоперевозки. Что касается репутации британской системы страхования, аналогично, видимо должно пройти время, чтобы получить ответ на данный вопрос. Что касается нас, то вопрос страхования мы успешно решили и, естественно, не с Клубом Standard. А себе мы теперь задаем риторический вопрос, на который видимо ответ также не сыщется, поскольку Клуб Взаимного Страхования Судовладельцев Standard еще зовется Защита и Возмещение (Protection& Indemnity) , то после этого случая нам стало непонятно, кому Защита и какое Возмещение? И причем здесь Клуб Судовладельцев?
- На сайте ФЕМКО сказано, что компания потеряла ряд заказчиков. Могли бы Вы подтвердить, что британские страховщики аннулировали страховки для всех судов ФЕМКО?
- На настоящий момент аннулировано страховое покрытие только в отношении т/х «Алаид».
Мы полагаем, что на этом пора поставить точку. Всё. Мы готовим т/х «Алаид» к очередному рейсу и занимаемся своими непосредственными обязанностями.
По материалам «ФЕМКО».