Приморские катамараны: курс на Россию (фоторепортаж)
К саммиту стран азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) первые три пассажирских катамарана, вместимостью по 223 человека каждый, будут построены по проекту ООО «Композитное кораблестроение» (Тихоокеанское конструкторское бюро) на площадях ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке.
С ходом строительства судов и новыми идеями их проектировщиков ознакомился губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.
Строительство нового пассажирского флота по конкурентоспособным ценам востребовано сегодня во всех регионах России, имеющих водную инфраструктуру. Однако большинство традиционных проектов в этом сегменте дают судовладельцам окупаемость более чем в 20 лет, что делает такие проекты не интересными инвесторам. Поэтому основной костяк отечественного пассажирского флота составляют возрастные суда. Вместе с тем Приморье сегодня стало единственным регионом, который готов не только предложить на российский рынок проект недорогого и вместительного пассажирского судна, но и в короткие сроки построить такие суда.
Суть идеи ООО «Композитное кораблестроение» состоит в строительстве катамаранов из композитных материалов, что сокращает сроки строительства, уменьшает вес корпуса судна при сохранении его прочностных характеристик, а, следовательно, увеличивает пассажировместимость. Первые два судна были поставлены в Санкт-Петербург осенью прошлого года и сейчас перевозят петербужцев и гостей Северной столицы. «Впервые Владивосток построил для Петербурга суда, вообще таких крупных наукоемких промышленных поставок в Северную столицу из Приморского края трудно припомнить», - отметил губернатор.
Еще три судна в сентябре примут на борт гостей Саммита АТЭС и останутся работать во Владивостоке, находясь в краевой собственности. С ходом строительства этих катамаранов ознакомился сегодня губернатор Приморского края. Как сообщил генеральный директор ООО «Восточная верфь» Игорь Мирошниченко, спуск первого судна на воду запланирован на конец июня 2012 года, а уже к августу катамараны будут переданы заказчику – администрации Приморского края. Компания «Композитное Кораблестроение» в начале июня 2012 г планирует осуществить закладку головных судов трех серий катамаранов. Это, рассказал губернатору в ходе осмотра верфи топ-менеджер компании Сергей Волошенко, станет началом реализации первого этапа совместного проекта ООО «Композитное Кораблестроение» с ОАО ГК «РОСНАНО» по созданию в России серийного производства скоростных судов из композитных материалов с применением в последующем нанотехнологий. Однако промышленное применение нано-технологий при строительстве катамаранов начнется в данном проекте с 2014 года.
Основное производство компании «Композитное Кораблестроение», как предполагается, будет расположено в г. Владивостоке. Но для увеличения судостроительного производства требуются новые площадки. Поэтому сегодня в судостроительном цехе, арендованном «Композитным кораблестроением», губернатору представили проект создания нового предприятия, площадью 4 га. Территория под этот проект пока не выбрана, но губернатор пообещал в ближайшее время рассмотреть этот проект более детально и помочь с выделением территории в Приморском крае.
Кроме того, «Композитное кораблестроение» с конца 2011 года осуществляет в Санкт Петербург строительство катамаранов в режиме промышленной сборки. Распределение количества строящихся судов по этим двум верфям верфям будет определено в августе 2012 года, отметил Волошенко.
Заказчиком новых серийных судов выступает судоходная компания «Евразия Шиппинг» (г. Владивосток), реализующая в различных регионах России ряд проектов пассажирских перевозок с использованием судов из композитных материалов.
Серийное строительство начнется по трем проектам: PACIFICO PATROL 167 (быстроходный патрульный катер, обладающий высокими мореходными и скоростными характеристиками) – 4 судна, PACIFICO EXPRESS 30 (пассажирский катамаран вместимостью 30 человек) – 40 судов, PACIFICO EXPRESS 150 (скоростной пассажирский катамаран вместимостью 150 человек) – 10 судов. Эти суда планируется построить к летней навигации 2013 года.
Стоимость готового судна PACIFICO PATROL 167 – 49,5 млн руб., PACIFICO EXPRESS 150 – 87,5 млн руб., PACIFICO EXPRESS 30 – 10,5 млн руб.
В разработке проектов судов приняли участие ведущие конструкторские бюро Австралии и Новой Зеландии, которые являются безусловными лидерами в проектировании скоростных многокорпусных судов. Надзор за строительством осуществляется Российским Морским Регистром Судоходства.
Также гостям был представлен проект создания туристического кластера «Восточная Венеция» на базе стоечных судов-платформ. При объеме инвестиций 500 млн руб на 10 лет проект дает увеличения потока туристов на 510 тыс чел в год и 500 новых рабочих мест. Губернатору и сопровождающим его лицам показали начало строительства нового патрульного катера, строящегося для Дальневосточного управления МЧС России.
«Это очень интересные судостроительные проекты и Правительство Приморского края обязательно окажет им всестороннюю поддержку как на региональном уровне, так и будет способствовать его продвижению на федеральном уровне. Необходимо расширять географию заказов. Надо обязательно презентовать эти суда на Петербургском Экономическом Форуме», - сказал Миклушевский. Завершая обход верфи он добавил: «Проекты, которые мы сегодня посмотрели, являются инновационными и не имеют аналогов в России. Считаю, что технологии, которые сегодня внедряются на этом предприятии достойны всяческой поддержки со стороны государства».
Надежда Малышева, репортаж из Приморского края.