Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) Серик Жусупов об арендных отношениях в морских портах:
Исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов России (АСОП) Серик Жусупов об арендных отношениях в морских портах:
- Морские порты являются своеобразным транспортным узлом, обеспечивая стыковку практически всех видов транспорта, от устойчивой работы морских портов зависит стабильность работы смежных видов транспорта.
За период с 2001 года по 2005 год объем грузопереработки в морских портах увеличился более чем в 2 раза, превысив 400 млн. тонн,
Несмотря на позитивную динамику работы морских портов, для успешного развития портовой деятельности необходимо решить ряд вопросов, которые непосредственно влияют как на текущую деятельность, так и на перспективы их развития.
Прежде всего - это аренда причалов стивидорными компаниями у Росморпорта.
Ассоциация морских портов России крайне обеспокоена складывающейся ситуацией по вопросу аренды федерального недвижимого имущества (причалов) стивидорными компаниями морского порта Санкт-Петербург.
В январе 2006 года крупнейшие стивидорные компании Большого порта Санкт-Петербург ( ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», ЗАО «Первый контейнерный терминал», ЗАО «Балтийский балкерный терминал», ЗАО «Первая стивидорная компания», ЗАО «Вторая стивидорная компания», ЗАО «Четвертая стивидорная компания», ЗАО «Нева-Металл», ЗАО «Петербургский нефтяной терминал») получили письменные предупреждения Прокуратуры Санкт-Петербурга о незаконности договоров аренды причалов заключенных с ФГУ «Морская администрация порта(МАП) Санкт-Петербург» и ФГУП «Росморпорт».
Также в указанных письмах указаны последующие действия Прокуратуры, предусматривающие обращение в арбитражный суд с исками об освобождении данных причалов указанными стивидорными компаниями.
В период с 10-14 марта 2006 года Прокуратурой Санкт-Петербурга поданы исковые заявления в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области к ФГУП «Росморпорт», ФГУ «МАП Санкт-Петербург» и вышеуказанным стивидорным компаниям о признании сделки (договоров аренды причалов) недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Аренда федерального недвижимого имущества (причалов) в морском порту Санкт-Петербург регламентирована договорами аренды и дополнительными соглашениями к ним, которые были подписаны стивидорными компаниями с ФГУ « МАП Санкт- Петербург», ФГУП «Росморпорт» и согласованы с Минтрансом России в период 2002 -2004 г.г..
Отсутствие необходимых согласований данных договоров с Минимуществом, является следствием неурегулированности на федеральном уровне регламента передачи в аренду федерального недвижимого имущества морских портов между Минтрансом России и Минимуществом России.
В указанной ситуации стивидорные компании морского порта Санкт-Петербург фактически стали заложниками не согласованных вопросов между Минтрансом России и Минимуществом России (в настоящее время Минэкономразвития России) по определению указанного регламента.
Признание ранее заключенных и согласованных с Минтрансом России договоров аренды причалов ничтожными по требованию Прокуратуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области приведет к фактической остановке работы всего транспортного узла Санкт-Петербурга и дестабилизации деятельности участников внешнеторговой деятельности перегружающих грузы через морской порт. Будет нанесен непоправимый ущерб конкурентоспособности российских портов и созданы предпосылки для перераспределения внешнеторговых грузов в морские порты сопредельных государств.
При этом аналогичные проблемы по аренде причалов возникают во всех морских портах России, что лишний раз подчеркивает необходимость системного решения данного вопроса на федеральном уровне, с последующим приведением в соответствие действующих договоров аренды.
Учитывая изложенное, а также в целях предупреждения дестабилизации работы морских портов предлагается ускорить согласование с Росимуществом разработанного Минтрансом Порядка передачи в аренду федерального недвижимого имущества морских портов.