Историческая часть Большого порта Санкт-Петербург подошла к пределу своего развития. Главным лимитирующим фактором здесь является пропускная способность автомобильных подходов к порту. По мнению городского Комитета по транспортно-транзитной политике, заявленные инвесторами перспективные объемы перевалки не соответствуют даже потенциальным возможностям города.
Захлебываясь в контейнерах
Ряд стивидорных компаний, работающих в исторических районах Большого порта Санкт-Петербург, заявили амбициозные планы развития. Это касается, прежде всего, контейнерных терминалов. Так, по планам «Петролеспорта» (группа Global Ports), его контейнерооборот к 2023 году вырастет почти в 3 раза – до 2,3 млн TEUs в год. Контейнерооборот «Контейнерного терминала Санкт-Петербург» (бывшей «Четвертой стивидорной компании», UCL Holding) заявлен на уровне 1,2 млн TEUs в год (по итогам 2011 года – 85 тыс. TEUs). Некоторый рост заявлен и у «Первого контейнерного терминала», хотя в данном случае инвестор – «Национальная контейнерная компания», ориентирован на преимущественное развитие нового терминала в соседнем порту Усть-Луга. Кроме того, предполагается увеличение объемов перевалки автомобилей через площадку «Третьей стивидорной компании».
Действительно, некоторый рост объемов перевалки грузов через исторические районы порта еще возможен. Это может произойти благодаря развитию морских подходных путей, чем занимается ФГУП «Росморпорт», а также подключению районов порта к Западному скоростному диаметру (ЗСД).
Так, «Росморпортом» планируется разборка части о. Кривая дамба, что позволит принимать суда в акваториях Восточного и Барочного бассейнов с максимальными габаритными размерами, создание разворотного круга для обеспечения судоходства на внутреннем рейде Большого порта Санкт-Петербург, оборудование рейдовых стоянок. В настоящее время выполнены инженерные изыскания в районе указанных работ, предложены варианты компоновки акватории рейда Лесного мола и конфигурации сносимой части о. Кривая дамба, ведется разработка проектной документации.
Что касается развития автоподходов к порту, то сейчас строится обходная автомагистраль, специально предназначенная для вывоза грузов из порта - ЗСД. К настоящему времени построена только часть Южного участка диаметра, с окончанием строительства участка и строительством Центрального участка исторические районы порта окажутся подключенными к магистрали, что, соответственно, увеличит пропускную способность автоподходов к ним. Однако ЗСД является платной дорогой и бесплатных дублеров у нее не будет. Строительство ЗСД также предполагает возведение моста через Морской канал. В настоящее время согласована его высота в 52 м. Это создает определенные сложности, например, для парусников, таких как «Мир» и «Седов», мачты которых выше 52 м, что сделает невозможным их заход в Неву. К ЗСД также окажется подключен пассажирский порт «Морской фасад», что позволит придать ему статус грузопассажирского.
Выше города не прыгнешь
Тем не менее, как заявил в ходе заседания Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга, состоявшегося 17 мая 2012 года, председатель Комитета по транспортно-транзитной политике города Алексей Бакирей, даже в случае реализации этих проектов город не сможет обеспечить вывоз из порта всего заявленного грузопотока.
В настоящее время пропускная способность железнодорожных подходов к исторической части порта составляет 35 млн тонн в год, остальной объем вывозится автотранспортом. Грузооборот порта стабилизировался на уровне около 60 млн тонн в год, строительство ЗСД и работы на акватории позволят его увеличить, но не в разы.
В связи с этим, по мнению Алексея Бакирея, существенное развитие стивидорной деятельности в Большом порту возможно лишь в аванпортах, находящихся на периферии города. Здесь речь идет, прежде всего, о создании аванпорта Бронка, строительство которого уже ведется. По словам исполнительного директора компании-инвестора проекта «Феникс» Алексея Шуклецова, строительство причалов планируется завершить к зиме 2012 года, после чего должны начаться дноуглубительные работы, осуществляемые ФГУП «Росморпорт». Вместе с тем, проект пока не включен в Федеральную целевую программу (ФЦП), а без проведения дноуглубительных работ дальнейшая работа по нему окажется невозможной. Министерством транспорта уже подготовлен проект постановления правительства России о включении Бронки в ФЦП. По словам и.о. заместителя министра транспорта России Виктора Олерского, проект находится в финальной стадии согласований.
Алексей Шуклецов подчеркнул, что Бронка не создаст существенной нагрузки на Кольцевую автодорогу, к которой аванпорт будет иметь прямой выход, даже при полной загрузке портового комплекса. К тому же инвестор намерен добиваться высокой доли вывоза из порта контейнеров посредством железной дороги (до 600 тыс. TEUs), о чем более подробно читайте на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
В то же время, проект другого аванпорта – в районе Ломоносова («Военная Гавань» и «Янтарь»), не прошел общественные слушания – население опасается, что его запуск сократит рекреационную зону.
Как бы то ни было, но с каждым годом становится все очевиднее, что город и порт начинают мешать друг другу и что дальнейшие развитие порта в исторических районах становится практически невозможным. Тем более, что львиная доля налогов от деятельности порта, как ранее заявляла на тот момент губернатор города Валентина Матвиенко, не остается в Петербурге, а уходит в Москву. Там же – в Москве, располагаются и центральные офисы большинства компаний-владельцев крупнейших терминалов. А инфраструктурную и экологическую нагрузку при этом несут петербуржцы. На наш взгляд, успех развития стивидорной деятельности в Санкт-Петербурге во многом зависит от объединения города и области в единый субъект Федерации и перераспределения налоговых поступлений от федерального центра в пользу бюджета объединенного субъекта. Тогда регион будет более заинтересован в развитии стивидорной деятельности, появится больше пространства для маневра, а жители города будут лучше понимать, ради чего все это делается. Благо, что о необходимости децентрализации бюджетных отношений заявлял как бывший, так и нынешний президенты страны.
Виталий Чернов.