Лимит времени для принятия решений по Городцу исчерпан
Движение грузовых судов на Волге в районе Городецкого гидротехнического узла в этом году затруднена не только из-за плохого технического состояния судоходного пути, но и в силу сложной гидрологической обстановки. Подробнее об этом ИАА «ПортНьюс» рассказывает директор представительства ООО «Вижн Флот» в Нижнем Новгороде Вячеслав Королев.
- Вячеслав Николаевич, расскажите, пожалуйста, какова ситуация с грузовым судоходством на Волге сейчас, когда прошло более месяца с момента открытия навигации?
- Практически с открытия навигации 2006 года на участке Нижний Новгород - Городец сложилась непростая гидрологическая обстановка. Наполнение Рыбинского водохранилища на 1 метр ниже нормального подпорного уровня стало основной причиной того, что уже с 13 мая осадку судов, следующих гружеными через названный участок, необходимо было опустить ниже уровня, указанного в регистре. Для сравнения можно сказать, что в навигацию 2005 года и ряда предыдущих лет первое снижение осадки грузовых судов на Городецком участке происходило после 26 июня.
С 26 мая текущего года ситуация с глубинами продолжала ухудшаться. Сброс воды на Городецкой ГЭС был снижен до 1000-1100 куб.м/сек. В это время глубины на участке Балахна - Городец и королях нижних шлюзов составляли от 330 см до 310 см в разные периоды суток. В отдельные моменты отмечались провалы глубин до 235 см.
Поскольку ограничения глубин вводились без предварительного предупреждения судовладельцев, то непосредственно перед шлюзами в конце мая скопилось большое количество груженого флота, следующего как вверх так и вниз по реке Волге. В отдельные дни количество флота, ожидающего судопропуска, составляло более 50 единиц. С учетом того, что простаивали крупнотоннажные суда, а время простоя исчислялось неделями, был нарушен весь транспортный конвейер, и судовладельцы в самом начале навигации понесли огромные потери. Так, в ожидании шлюзования нефтеналивные составы судоходной компании "Вижн Флот" - Дунайский-45, БЖ219, БЖ224, ОТА-889, Кезань - потеряли более 11 суток, список можно продолжать. Такого снижения глубин не наблюдалось за всю навигацию 2005 года и ряда предыдущих лет. Сегодня затруднен не только проход груженых судов. Даже порожние суда, следующие сверху под погрузку, вынуждены ожидать шлюзования.
- Какова плотность движения грузовых судов в районе Нижнего Новгорода?
- Плотность движения флота на участке достаточно высокая. Показателем может служить количество прошлюзованных в оба направления судов - до 40 единиц в сутки.
- Как судовладельцы решают проблему низкой допустимой осадки? Как на практике происходит движение судов на сложном участке Волги?
- Пока практически через день в течение 3 часов наблюдаются низкие глубины 340 - 305 см. Для нормальной работы флота и освоения необходимых объемов перевозок этих глубин явно недостаточно. С 10 июня и до настоящего времени действует график движения судов, разработанный Волжскими ГБУ. Он ориентирован на расписание движения (шлюзования) пассажирского флота. В этих условиях погрузка грузовых судов на регистровую осадку возможна только для небольших теплоходов типа «Окский» и барж типа «Бельская». Но и этот флот круглосуточно двигаться через шлюзы Городецкой ГЭС не может.
Основной объем перевозок по-прежнему осуществляется крупнотоннажным флотом, который работает по двум схемам. Суда, работающие на подвозе груза в Ярославль и Рыбинск, не догружаются в среднем на 2000 тонн, что составляет около 76% их грузоподъемности. Суда, следующие в Санкт-Петербург, проходят участок и шлюзы с частичной разгрузкой на другое судно (паузкой) и обратной перевалкой груза на основное судно на Верхнем бьефе Городецкого гидроузла. Для обеспечения проходной осадки обычно перегружается (паузится) около 1500-2000 тонн груза. Паузка, как правило, происходит на Кстовском рейде, так как он наиболее глубоководный и менее загруженный. Вся операция паузки занимает около двух суток. Потери, связанные с отвлечением одного танкера на погрузку, составляют для судовладельца примерно 300 тыс. рублей. Причем такие паузки приходится осуществлять ежесуточно.
- Установка наплавного моста в Нижнем Новгороде сказывается на судоходстве?
- Начиная с 1994 года, для разгрузки автомобильного Волжского моста работает наплавной мост. До текущей навигации закрытие движение судов по Волге происходило вечером в пятницу, утром в понедельник и дважды в день - в субботу и воскресенье. График работы наплавного моста в текущую навигацию гораздо серьезнее влияет на движение грузовых судов - закрытие судового хода происходит каждый день по 2 раза. В целом, движение закрывается на 6-9 часов в сутки. Безусловно, по мере ухудшения судоходных условий и увеличения количества паузок, в ожидании разводок наплавного моста все больше времени будет терять на этом участке Волги мелкосидящий и распауженный флот.
- Производятся ли государством работы по увеличению пропускной способности Городецкого участка Волги?
- Силами Волжского ГБУ каждую навигацию производятся дноуглубительные работы на участке Нижний Новгород - Балахна. На участке Балахна-Городец чистят только рейды, поскольку дноуглубление на судовом ходу приводит к обратному эффекту - снижению уровней воды. Текущий ремонт элементов шлюзов проводится, однако сказывается многолетнее недофинансирование, то есть требуются серьезные капитальные вложения.
Кардинально изменить ситуацию и вывести участок Нижний Новгород - Городец из разряда лимитирующих по условиям судоходства может только строительство низконапорного гидроузла в районе населенного пункта Козино и подъем уровня Чебоксарского водохранилища на промежуточную отметку.
Последние семь лет к решению проблемы мелководья на участке Нижний Новгород - Городец были привлечены лучшие научные кадры и проектные институты страны. Проделан колоссальный объем работ по выбору и согласованию проектов на всех уровнях власти. Подробно эта проблема обсуждалась в текущем году на заседании Морской Коллегии с участием главы Правительства Михаила Фрадкова. Серьезность ситуации сегодня понятна всем, как понятно и то, что лимит времени для принятия решения практически исчерпан. Необходимо от слов переходить к делу, иначе судоходство на данном участке может просто прекратиться.