• 25 мая 2006

    С инвесторов по зернышку — будет терминал

    По данным Министерства сельского хозяйства потенциальный объем экспорта зерна из России в 2006 году может составить порядка 12—15 млн. тонн, что соответствует прошлогоднему показателю. Прогнозы Министерства сельского хозяйства поддерживают многие эксперты отрасли. Однако для обеспечения стабильности рынка экспортерам нужны новые перевалочные мощности. Для обеспечения даже прошлогоднего показателя по экспорту необходимо увеличить суммарную мощность российских морских терминалов примерно на 8 млн. тонн зерновых в год.

     

    Наполеоновские планы

    В течение последних четырех лет о намерении построить зерновые терминалы заявляли порты Владивосток, Новороссийск, Туапсе, Усть-Луга, Калининград.

    С середины мая этого года строительство комплекса по перевалке зерна начала компания «Туапсинский морской торговый порт». Предполагается, что первая очередь (900 тыс. тонн в год) будет сдана в эксплуатацию в следующем году. Выход на проектную мощность (2 млн. тонн в год) запланирован на 2008-2009 годы. Также в первом квартале следующего года планируется сдать в эксплуатацию Новороссийский зерновой терминал мощностью 3,6 млн. тонн. Эти проекты не все эксперты считают перспективными. Среди недостатков отмечают чрезмерную загруженность новороссийского порта, в частности, и проблемы с подъездными железнодорожными путями к черноморским портам в целом.

    Два терминала по перевалке зерна стоимостью около $50 млн. каждый намеревается построить один из крупнейших производителей зерна в России -ЗАО «Сибирский аграрный холдинг» (САХО). Один терминал САХО планирует построить на Японском море, другой в Калининградской области. По словам председателя совета директоров САХО Павла Скурихина, на данных направлениях в настоящее время нет мощностей, которые в состоянии обеспечивать масштабную перевалку зерна. "Сейчас все перевозки осуществляются через юг - Черное и Азовское моря. А только на рынке Сибири сейчас, по нашей оценке, свободного, невостребованного зерна около 2,5 млн. тонн. К тому же объемы его производства сегодня ограничены только возможностями сбыта", - отметил Скурихин.

     

    За и против терминалов

    Экспорт российского зерна сдерживается слабыми мощностями портов Балтики и Юга, считают аналитики. Большинство южных портов расположено на мелководном Азовском море и непригодно для приема крупнотоннажных судов. На Балтике с зерном работает только порт Санкт-Петербург, но специализированного зернового терминала в порту нет.

    В портах южного региона за четыре месяца текущего года было перевалено 2 014,8 тыс. тонн (+ 23% к январю-апрелю прошлого года). Порт Санкт-Петербург за это же время, напротив, сократил перевалку зерна на 16,1% до 99,6 тыс. тонн.

    Российские порты в настоящее время готовы увеличить переработку экспортного зерна и переоборудовать часть универсальных причалов под его перевалку. Но для этого уже необходима инвестиционная помощь зерновых компаний и гарантированное обеспечение загрузки комплексов. А гарантированной загрузки никто пообещать не может. По мнению генерального директора ОАО «Компания Усть-Луга» Игоря Русу, бизнес по строительству зерновых терминалов сейчас достаточно рискованный: «Сегодня, к сожалению, никто из частных инвесторов не рискнет строить зерновой терминал, понимая, что завтра может быть, условно, засуха, и будет недостаток зерна для экспорта. Россия только недавно вышла на рынок торговли зерном, это для нас достаточно сложный рынок - нас здесь никто не ждет, - рассказал Русу в интервью «ПортНьюс». - Только последние несколько лет у нас в стране появились избытки зерна, которые мы планируем экспортировать. Нужно какое-то время, чтобы Россия превратилась в постоянного стабильного экспортера зерна». Именно этот фактор, по мнению Русу станет стимулом для активного инвестиционного процесса в сфере строительства новых российских зерновых переваночных комплексов.

    Сами экспортеры зерна придерживаются иного мнения. Как сообщил ИАА «ПортНьюс» исполнительный директор компании «Югтранзитсервис» (компания - крупнейший экспортер зерна) Алексей Едуш, именно сейчас инвестиции переориентируются на глубоководные порты. По словам Едуша, «глобального снижение экспорта не произойдет, даже если урожай в этом году будет меньше. Сейчас происходит постоянное увеличение посевных площадей, что благоприятствует нормальному урожаю». По прогнозам Едуша, экспорт будет расти, поэтому «строительство зерновых терминалов это разумное и выгодное вложение денег».

     

    Благоприятная конъюнктура

    На текущий год в мире прогнозируется снижение производства пшеницы, что будет благоприятствовать российскому экспорту. Заявленного ранее лицензирования продаж, что сократило бы прибыли экспортеров, на внешние рынки не введено. Специалисты говорят, что около 2 млн. тонн пшеницы продадут по экспортным контрактам российские компании в этом году.
    Тем временем другой традиционный экспортер зерна и основной конкурент России на рынке зерна — Казахстан - планирует резко увеличить продажу зерна в 2006 году - до 4,5 миллиона тонн с 2,0 миллиона годом ранее, чтобы компенсировать низкий урожай в России и на Украине. Государственная продовольственная корпорация (Казахстан) уже намеревается создать новый транспортный маршрут для зерна к Черному морю, который стал бы альтернативой для перегруженных российских и украинских портов. Возможно, сложится такая ситуация, когда российские экспортеры будут частично закрывать свои контракты казахстанским зерном, считают эксперты.

     

    Государство отстраняется

    Российский проект закона «О развитии сельского хозяйства», принятый Госдумой в первом чтении 21 апреля, мало способствует поддержке зернового экспорта. В новом проекте федерального закона из статьи 6 предыдущего проекта исключен раздел «Поддержка экспорта продовольствия, сельскохозяйственной продукции». На днях Российский зерновой союз направил письмо в комитет Госдумы по аграрным вопросам, с просьбой восстановить исключенный раздел. По мнению авторов письма, закон должен защитить интересы отечественных производителей и экспортеров, чтобы Россия могла успешно конкурировать на мировых рынках.
    Как отметил Игорь Русу в интервью ИАА «ПортНьюс», государство должно определиться со своей позицией по этому вопросу: «Если зерновой терминал нужен, если мы уверены, что у нас будут постоянные позиции зерна, то государство должно осуществить основные инвестиции. Такой терминал надо делать государственным проектом».

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен