Новый Финский порт Vuosaari, стоимостью 551,1 млн. евро, заменит два ныне действующих хельсинских порта - Lansi satama и Sornaisnen satama — уже в 2008 году. Как сообщало ИАА «ПортНьюс» ранее, строительство новой базовой портовой инфраструктуры финансируется портом Хельсинки, за счет профицита бюджета порта, а также с привлечением заемных средств (городской заём), и ее стоимость составит 313,7 млн. евро. Создание транспортных подходов к порту финансируется на паритетных условиях с городом — участвуют Дорожная администрация Финляндии, Железнодорожная администрация Финляндии и Морская администрация Финляндии. Общий объем инвестиций в строительство дорог, туннелей и транспортных развязок составляет 237,4 млн. евро.
К строительству порта Vuosaari порт Хельсинки приступил в январе 2003 года. Для нового проекта были выбраны территории обанкротившейся в 1987 году судостроительной верфи Valmetin telakka, расположенные восточнее ныне действующих портов. Это место было выбрано не случайно. Рядом со строящимся портом проходит третья кольцевая дорога, вблизи расположен аэропорт. Удобство нового расположения заключается также в том, что он вынесен за пределы города. Руководство порта Хельсинки надеется, что на подходах к новому порту не будет автомобильных пробок.
Предполагается, что общая площадь порта Vuosaari составит 150 гектар, из которых 90 гектар (или 12 млн. тонн насыпного грунта) — намывные территории. Порт Хельсинки арендует эту территорию у города сроком до 2065 года. В порту будут построены 20 причалов под контейнерные грузы и грузы типа ро-ро. По словам директора проекта порта Хельсинки Антти Макинена, планируется перепрофилирование одного из судовых доков под автомобильный склад. Согласно проекту, на территории порта будут так же построены два здания под офисные помещения, а также помещения под обработку грузов, стоянки для фур.
Протяженность железной дороги, проходящей по территории порта, составит 19 км, из которых 14 км — пройдут по туннелю. Обеспечивать Vuosaari электроэнергией будут 2 станции, работающие на природном газе, предположительно российском. В рамках проекта предполагается произвести работы по созданию судоходного канала, протяженностью 36 км и глубиной 12,5 метров.
Проект нового порта, по словам Антти Макинена, был разработан портом Хельсинки, с привлечением экспертов отрасли. Подрядчиками строительных работ являются несколько финских компаний. Работы по добыче песка для намывных территорий ведет бельгийская компания. В настоящее время активно ведутся работы по намыву дополнительной территории, дноуглублению и очистке дна акватории будущего порта, построена электростанция, вырублены два параллельных туннеля (для безопасной организации встречного движения), готовятся площадки под стоянки фур, завершаются работы по возведению шумового заслона.
Планируется снос помещений бывшей верфи и возведение новых зданий под офисы. Так же на территории порта имеются несколько мест под «непрофильные», но, как отметил г-н Макинен, близкие к портовому бизнесу предприятия. На очереди строительство многоуровневой автомобильной развязки. В завершении, после строительства базовой инфраструктуры, финская компания Artto Palo Rossi Tikka Oy создаст уникальное, как утверждает руководство порта, освещение. Основная задача архитекторов — осветить только порт и не затронуть при этом прилегающие к нему территории. Компания выиграла тендер и уже имеет готовый проект.
Старые грузы — в новый порт
«Старые порты неудобны с точки зрения расположения и нерентабельны с точки зрения развития, - говорит Антти Макинен, - однако именно эти порты обеспечат первоначальный поток грузов в новый порт. Мы ожидаем, что в первые годы работы порт Vuosaari будет переваливать не менее 2,5 млн. тонн грузов». По словам г-на Макинена, в настоящее время в порту Хельсинки работают две крупные стивидорные компании. Руководств порта надеется, что с вводом новых мощностей появится возможность для организации работы еще одного стивидора.
Экология
Как сообщает г-на Макинен, порт Vuosaari находится в 1,5 км от жилых построек. Между портом и жилым районом Хельсинки сохранен так называемый охранный пояс — природная лесополоса. Восточную сторону порта будет окружать стена шумового заслона.
В рамках строительства нового порта решается более сложная экологическая проблема — вынос из заиленного грунта гавани химического вещества - трибутюлтина - использовавшего верфью для покраски нижней части корпусов, строившихся здесь судов. На данные работы в бюджетом порта предусмотрено 10,5 млн евро.
Старые порты заселят
Градостроительным комитетом Хельсинки разработаны проекты жилых районов, которые вырастут на месте старых портов. К строительству жилых домов город приступит сразу после переноса мощностей Lansi satama и Sornaisnen satama в новый порт. Согласно существующему проекту жилой застройки, на территориях бывших портов будут построены квартиры на 30 тысяч жителей.
Редакция ИАА «ПортНьюс»