Голландский опыт логистики для Санкт-Петербурга
Проект создания в Санкт-Петербурге единого логистического совета по образцу голландского вступил в завершающую стадию. На минувшей неделе в Комитете по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга прошла презентация проекта, где снова говорили о деятельности Нидерландского Международного Дистрибутивного Совета (HIDC) и о возможности создания логистического центра в Петербурге. Эту идею активно поддерживают три заинтересованные стороны: HIDC, Комитет по транспортно-транзитной политике (КТТП) Санкт-Петербурга и эксперты в лице Международного центра социально-экономических исследований Леонтьевского центра.
Голландия - «ворота Европы»
На роль главного распределительного центра Европы сейчас претендуют Нидерланды. Именно в Нидерландах для системного продвижения страны как «ворот Европы» 15 лет назад была создана организация HIDC. Сегодня HIDC проводит маркетинг не отдельной компании, не отдельного вида груза, даже не отдельного порта, а всей страны как единого целого на рынке транспортных услуг. HIDC содействует развитию логистики в Нидерландах, а также консультирует иностранные компании по вопросам транспортных и дистрибутивных услуг услуг. Как отметил в своем выступлении генеральный менеджер по логистике HIDC Ваутер ван Бейстен, «мы объединяемся в совет и стараемся привлекать иностранные государства, чтобы в процессе внутренней конкуренции мы не мешали друг другу».
Половина ввозимых в Нидерланды товаров является транзитными грузами. Почти во все европейские промышленные центры можно завезти груз из Роттердама, используя разветвленную сеть судоходных рек и каналов. Ежегодно из порта Роттердам совершаются 170-180 тысяч рейсов речных судов. Однако теперь единого распределительного центра на всю Европу стало недостаточно.
Ваутер ван Бейстен признал, что прежде, когда европейский союз был меньше, в HIDC считали, что в Европе должен быть один центр. С расширением ЕС, около двух лет назад, возникло предложение по формированию многих логистических центров, которые обслуживали бы новые регионы. В России роль «ворот Европы» вполне может быть отведена Санкт-Петербургу, считает Ваутер ван Бейстен
Модель, которую голландцы предлагают Санкт-Петербургу, заключается в максимальном упрощении транспортной цепочки. Клиент хочет избежать общения с большим количеством лишних компаний. Для этого голландцы советуют объединить в одну структуру ряд консалтинговых фирм. Именно эта структура и будет оказывать услуги по обеспечению внешнеторговой деятельности порта, целого региона или государства.
Председатель КТТП Андрей Карпов считает, что голландцы уловили тенденцию по созданию единых общеевропейских центров и взяли на заметку каждую транснациональную компанию. «За три года задача у них была решена, - говорит Карпов. - До 70% общеевропейских дистрибутивных центров крупнейших транснациональных корпораций осело на территории Нидерландов. Это обеспечило гарантированную работу транспортной отрасли Нидерландов на многие годы вперед. Именно структуру, позволяющую решать такие задачи, мы и хотим попробовать создать у нас».
Санкт-Петербург - «ворота России»
Именно Петербург является наиболее перспективным транспортным узлом для создания подобного дистрибутивного совета. Однако в нашей стране для реализации такого проекта также подходит и Москва. Столица опережает Санкт-Петербург в вопросе технического обеспечения и подготовки кадров, являясь уже несколько лет фактическим центром распределения товаров и комплектующих. Эти два мегаполиса имеют хотя и выгодное, но разное геополитическое положение. Если Москва выражает общероссийский приоритет в отношении торговли на Европейской части России, то Санкт-Петербург вовлечен в интересы Балтийского региона и конкурентную борьбу с международным транспортным коридором TRACECA.
Тем не менее, Россия с точки зрения Запада воспринимается как огромный политический рынок. Для Европы сейчас более интересен центр Азии, а Петербургу при таком раскладе отводятся сугубо транзитные функции. «Поставщики не будут посылать грузы в Петербург только в силу его красот, - считает ведущий консультант в научно-исследовательском транспортном секторе Нидерландов Клаас Вестеркамп. - Чтобы управлять грузопотоками, городу необходимы склады для хранения грузов, современная инфраструктура, должен быть обучен персонал, в транспортном секторе все должно быть отлично. Наконец, если работа таможни будет направлена на то, чтобы не пустить груз, то вопросы логистики в Санкт-Петербурге потеряют всякий смысл».
Логичен ли логистический центр?
Впрочем, сама возможность создания подобного центра достаточно спорная, и в Санкт-Петербурге к ней относятся неоднозначно. Сторонники подобного дистрибутивного совета кивают в сторону Нидерландов и утверждают, что формирование аналогичного Северо-Западного Центра распределения позволит сделать качественный «постиндустриальный» скачок в развитии региональной транспортной системы. Противники дистрибутивного совета сомневаются не только в успешной работе такого центра, но в самой возможности его существования в России.
Большинство специалистов в области транспортной логистики отмечают, что деятельность распределительных центров гарантирует меньшие транспортные затраты за счет оптимизации обработки прибывающего транспорта и более эффективное управление запасами. В качестве преимуществ, специалисты отмечают также более короткое оборотное время для местного транспорта и время поставки, и, наконец, совершенно иной уровень обслуживания для конечного пользователя.
Некоторые эксперты даже считают, что опыт создания единого дистрибутивного совета, свидетельствует о возникновении современной более высокой организации транспортной системы по сравнению с транспортным коридором.
Однако в Ассоциации «Северо-Запад» сомневаются в эффективной работе такого центра. «Как вы представляете себе единый логистический центр? - говорит Президент Ассоциации «Северо-Запад» Елена Хазова. - То, что предлагают голландцы - не логистический центр, это больше похоже на информационный центр. Сегодня нужно правильно ставить вопрос о понятийном аппарате. Если мы говорим о логистическом центре, нужно, чтобы все понимали, что это такое. Информационное обслуживание - это другое». Того же мнения придерживается и руководитель отдела логистики и закупок ЗАО «Торговая компания РБД» Алексей Васильев: «Переориентация дистрибутивных компаний в область логистики носит характер объективной, но временной тенденции».
При этом многие опрошенные ИА «ПортНьюс» участники складского и контейнерного бизнеса ставят под сомнение скорое завершение работ по дистрибутивному совету в Петербурге. Как отмечают бизнесмены, подобная идея не принимает никакой законченной формы уже больше года. Эксперты, в свою очередь прогнозируют возможность создания логистического центра в Петербурге только через три-четыре года.