Рынок низкосернистого мазута растет из Коми
В республике Коми в течение двух лет нефтедобывающая компания «Енисей» планирует построить новый нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). Этот завод будет перерабатывать легкую нефть, добываемую компанией в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. По оценкам экспертов, этот завод сможет нарушить сложившуюся «монополию» НК «ЛУКОЙЛ» по поставкам низкосернистого мазута на Северо-Запад России.
НПЗ на миллион
Планы по строительству нового НПЗ обнародованы руководством ООО «Енисей» 20 марта на встрече с главой региона Виктором Торлоповым. Завод объемом переработки 1 млн. тонн нефти в год планируется возвести за $140-160 млн. к концу 2007 года. Компания рассчитывает загрузить предприятие собственной нефтью, добываемой на Западно-Сынатыском месторождении Тимано-Печорской провинции, а так же нефтью независимых поставщиков. В 2005 году компания добыла на своем месторождении 830 тыс. тонн нефти и намерена увеличить объемы добычи углеводлородного сырья в ближайшей перспективе. Извлекаемые запасы месторождения оцениваются в объеме свыше 19 млн. тонн нефти. Кроме того, как сообщает «Интерфакс», компания имеет геологоразведочную лицензию на месторождение Касию. По информации агентства, ООО «Енисей» так же получило заявки на переработку нефти на новом НПЗ от различных нефтедобывающих компаний, однако «компаний «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» в этом списке нет».
Конвенционного мазута будет больше
В Республике Коми в настоящее время переработка нефти ведется только на одном НПЗ, принадлежащим «ЛУКОЙЛу» - ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» (Ухтинский НПЗ). По данным аналитического агентства «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ», в прошлом году на предприятии было переработано 3,7 млн. тонн нефти. При этом выпуск нефтепродуктов достиг в 2005 года 2,22 млн. тонн, из них мазут — 972 тыс. тонн, дизельное топливо — 910 тыс. тонн. Именно Ухтинский завод производит низкосернистый мазут (содержание серы в топливе ниже 1,5%). Только такой мазут с 19 мая 2006 года, согласно требованиям морской международной конвенции МАРПОЛ, будет допускаться для бункеровки судов в Балтийском море. По словам участников бункерного рынка Санкт-Петербурга, из всех российских НПЗ только два завода НК «ЛУКОЙЛ» (Ухтинский и Волгоградский) способны производить конвенционное топливо. При этом Ухтинский завод, за счет достаточного короткого плеча транспортировки, входит в число основных поставщиков нефтепродуктов в порт Санкт-Петербург, как для экспорта, так и для бункерного рынка.
Как отметила в интервью ИА «ПортНьюс» начальник отдела нефтепереработки «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ», кандидат химических наук Светлана Мельникова, завод ООО «Енисей» так же, скорее всего, будет производить низкосернистое топливо: «Завод предполагается загрузить легкой нефтью, хотя и отличной от нефти, поставляемой на Ухтинский НПЗ «ЛУКОЙЛа», поэтому конечный продукт получится с пониженным содержанием серы». По ее оценке доля мазута в общем объеме производства будущего НПЗ составит 30-40%. ЛУКОЙЛовский завод так же сохранит или даже нарастит объем производства мазута, несмотря на запланированную модернизацию предприятия. Это в целом увеличит предложение низкосернистого топлива на рынке. «Производство мазута в процентном соотношении на объем переработки нефти в России не меняется уже много лет. Однако растет объем переработки нефти, - комментирует Мельникова. — Поскольку мазут, особенно прямогонный, очень выгодно экспортировать, его производство в ближайшие годы не снизится».
Планы выполнимы
Сомнений в реализации проекта строительства нового НПЗ в Коми у опрошенных ИА «ПортНьюс» экспертов нет. «У компании «Енисей» есть нефть, есть деньги, им ни что не мешает построить собственный завод и перевозить нефтепродукты по железной дороге», - сказал один из собеседников агентства. В правительстве республики Коми, по сообщению правительственной пресс-службы, идею поддерживают и проект утвердили. В настоящее время «Енисей» перечисляет в региональный бюджет 388 рублей с каждой тонны добытой нефти, а в случае реализации инвестиционного проекта, налоговые платежи компании в региональный и федеральный бюджеты возрастут на 2 млрд. рублей в год. В компании «Енисей» отмечают, что технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта готово, компания «работает над заключением проектного соглашения».