• 16 марта 2006

    Ространснадзор готовит целевые программы

    Федеральная служба по надзору в сфере транспорта провела расширенное заседание коллегии на тему совершенствования государственного контроля и надзора на транспорте в 2006 году. ИА «ПортНьюс» публикует выдержки из доклада руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Валерия Салеева.

    «Прошедший 2005год для Ространснадзора был годом формирования и отработки стратегии и тактики осуществления контроля и надзора на транспорте, повышения их эффективности в условиях наращивания потенциала транспортного комплекса России, продолжающейся административной реформы в органах государственной власти.
    В 2005 году Ространснадзором была разработана Концепция по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере транспорта, предусматривающая:

    сбалансированное разделение ответственности за безопасность между государством и транспортными организациями;

    экономическую оправданность надзорных мероприятий с точки зрения затрачиваемых ресурсов;

    осуществление надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов без не препятствуя без неоправданного создания препятствий для бизнеса;

    способствование развитию государственно-частного партнерства.

    Сформирована ведомственная целевая программа «Контроль в транспортном комплексе на период 2006 — 2008 г.г.», с основными показателями, увязанными с бюджетом Службы. Проект документа направлен в Министерство транспорта Российской Федерации.
    В 2005 году Ространснадзор приступил к разработке концепции информационно-аналитической системы Службы. Аналитические формы различных статистических программ нами уже подготовлены и направлены на утверждение в Госкомстат России.
    Рост объемов и интенсивности перевозок, спроса на транспортные услуги в 2005 году, требовали от нас повышения уровня контроля за безопасностью в транспортном комплексе, для минимизации жертв и материальных потерь.
    На морском транспорте количество аварийных случаев с судами увеличилось на 22% и составило 66 аварийных случаев (в 2004г. — 54). Из них 7 кораблекрушений и 1 авария, в которых погибло и травмировано 13 человек.
    На внутреннем водном транспорте аварийность возросла на 6,8% и составила 126 происшествий ( 2004г. — 118), в которых пострадало и погибло 23 человека. Тяжелая ситуация здесь сложилась в связи с пожарами, число которых по сравнению с 2004 годом возросло в 1,5 раза.
    Приведенные данные о состоянии аварийности на транспорте требуют от нас предметного анализа и принятия соответствующих неотложных мер.
    В структуре Ространснадзора создана и постоянно совершенствуется единая дежурно-диспетчерская служба, осуществляющая круглосуточный мониторинг состояния безопасности в транспортном комплексе. Внедряются системы видеонаблюдения и контроля транспортной безопасности, безопасного технического состояния объектов транспорта, работающие в режиме реального времени. Осуществляется надзор за своевременным принятием эффективных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Производится оперативное информационное взаимодействие с ФСБ России, МВД России, МЧС России, МО России, Генпрокуратурой.
    Продолжается создание дежурных служб, осуществляющих контроль транспортной безопасности в территориальных органах Ространснадзора и в предприятиях транспортного комплекса.
    Центральной аттестационной комиссией Ространснадзора проводится аттестация и контроль готовности аварийно-спасательных служб и формирований транспортной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Особую обеспокоенность вызывает состояние антитеррористической защищенности гидротехнических сооружений, крупных железнодорожных и автомобильных мостов, тоннелей, а также мест массового скопления людей: железнодорожных, автомобильных, морских и речных вокзалов.
    В тоже время, мы вынуждены констатировать, что несовершенство нормативной правовой базы в этой важнейшей сфере не позволяет субъектам транспортного комплекса выстроить эффективную систему безопасности таких объектов.

    Ространснадзор активно участвует в создании нормативной правовой базы по транспортной безопасности. Прошел первое чтение в Государственной Думе проект федерального закона «О транспортной безопасности». Мы с нетерпением ожидаем выхода этого закона, поскольку он должен устранить явный пробел в нормативно-правовом регулировании этой важной задачи. Очень надеемся, что в этом законе будет предусмотрено финансирование транспортной безопасности не только за счет собственных средств предприятий транспортного комплекса, но и из бюджетов различных уровней. Мы все понимаем, что ключевым элементом для действительной реализации системы превентивных мер по транспортной безопасности является ее ресурсное обеспечение.


    Надзор в сфере морского и внутреннего водного транспорта.

    В целях соблюдения транспортного законодательства и безопасного функционирования морского и внутреннего водного транспорта, сотрудниками Ространснадзора и территориальных управлений было проведено 35 306 осмотров судов. Выявлено 38 329 нарушений, по которым вынесено 31 236 предупреждений. При этом оштрафовано 1 358 человек, в 5 732 случаях запрещено движение судов.
    В 2005 году выдано 170 лицензий на виды деятельности, осуществляемые на морском транспорте и 315 лицензий на внутреннем водном транспорте.
    По причине несоответствия лицензионным требованиям и условиям 20 соискателям лицензий на морском транспорте и 4 на внутреннем водном транспорте было отказано в предоставлении лицензий.
    В порядке контроля за соблюдением требований лицензирования проверено 534 лицензиата. При этом выявлены нарушения у 410 лицензиатов. По выявленным нарушениям выдано 754 предписания по устранению нарушений.
    За грубые нарушения лицензионных требований и условий было приостановлено действие 5 лицензий. Решением арбитражного суда аннулированы лицензии 1 судоходной компании.
    Проверки осуществления регистрации судов, выявили ряд нарушений, как капитанами портов, так и бассейновыми управлениями государственного надзора на внутреннем водном транспорте. Этим нарушениям в значительной степени способствуют недоработки в нормативной документации, регламентирующей данный вид деятельности.
    Так до настоящего времени отсутствует правовой акт, регламентирующий порядок по принятию решений о предоставлении и аннулированию права плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
    В этой связи Управлением надзора в сфере морского и речного транспорта разработан проект указанного нормативного акта и направлен в Министерство транспорта на утверждение в установленном порядке.
    Важной частью транспортной инфраструктуры являются гидротехнические сооружения. В Российской Федерации действуют около 700 судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях. Это плотины, шлюзы, насосные станции. В 78 морских портах, 44 портопунктах и 128 портах на внутренних водных путях осуществляется эксплуатация портовых гидротехнических сооружений в виде причалов.
    В 2005 году проведено 18 проверок соблюдения эксплуатирующими организациями норм и правил безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений на внутренних водных путях. В ходе проверок выдано 170 предписаний, направленных на повышение уровня безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений. Рассмотрено 15 деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений, из них утверждено 5, а 10 отправлены на доработку.
    В ходе 17 проверок соблюдения эксплуатирующими организациями норм и правил безопасной эксплуатации портовых гидротехнических сооружений выдано 186 предписаний. Было рассмотрено 456 заявок на выдачу разрешений на эксплуатацию портовых гидротехнических сооружений. При этом выдано 399 разрешений, а по 57 заявкам отказано в выдаче разрешений на эксплуатацию.
    В начале летней навигации 2005 года на реке Нева произошли 7 значительных аварий, связанных с ударами об опоры разводных мостов Санкт-Петербурга. В некоторых случаях аварии сопровождались разливами нефтепродуктов. На основании результатов расследования вышеуказанных аварийных случаев и разработанных рекомендаций по недопущению их повторения, 31 августа 2005 года в Минтрансе России с участием Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства морского и речного транспорта было проведено совещание, где был согласован План мероприятий по повышению безопасности как при прохождении судами мостовых зон так и при плавании на реке Нева. Сегодня важно, чтобы до открытия летней навигации эти мероприятия были воплощены в жизнь.
    В целях дальнейшего повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности на внутренних водных путях и обновления материально-технической базы Управлением надзора в сфере морского и речного транспорта разрабатывается проект ведомственной целевой программы обновления патрульного флота для территориальных органов государственного надзора на внутреннем водном транспорте.
    Рост добывающей промышленности углеводородного сырья в прибрежных и отдаленных зонах континентального шельфа Российской Федерации, развитие транспортной инфраструктуры, увеличение количества поднадзорных объектов торгового мореплавания и объемов перевозимых грузов требуют наличия соответствующей контрольно-надзорной деятельности, организованной по территориальному принципу и охватывающей морские территории за пределами границ морских портов.
    Однако, до настоящего времени не решен вопрос о создании территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на морском транспорте, что значительно осложняет ее работу по реализации своих функций в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и морских портах.
    В настоящее время значительная часть функций государственного надзора на морском транспорте осуществляется капитанами морских портов, которые не являются государственными служащими и входят в структуру портовых властей, подведомственных Федеральному агентству морского и речного транспорта, наделенного полномочиями оказания государственных услуг в своей сфере деятельности. Существующая нечеткость понимания подчиненности капитана порта Федеральному органу исполнительной власти в сфере транспорта значительно снижает эффективность исполнения функции «Государственный портовый контроль» и не способствует снижению уровня аварийности на морском транспорте. Учитывая особую важность создания территориальных органов на морском транспорте, Ространснадзор ведет активную работу по созданию эффективной контрольно-надзорной системы на море. Сегодня достигнута договоренность с Минтрансом и Росморречфлотом о едином понимании в вопросе создания территориальных органов надзора на морском транспорте и проводится соответствующая работа в рамках рабочей группы.
    Учитывая, что средний возраст судов, плавающих под флагом Российской Федерации, превышает 21 год, государственный надзор за их техническим состоянием приобретает особую важность. Как известно, технический надзор за морскими и речными судами от имени государства сегодня осуществляют соответствующие судоходные Регистры, - организации, подведомственные Федеральному агентству морского и речного транспорта, не обладающим контрольно-надзорными полномочиями. В ближайшее время нам необходимо принять меры по приведению нормативно-правовой базы, регламентирующую эту сферу деятельности в соответствие с требованиями проведенной административной реформы.

    В 2006 году работа Ространснадзора будет направлена на дальнейшее выявление нарушений международных договоров и законодательства Российской Федерации в области торгового мореплавания и судоходства, пресечения дублирования надзорных функций хозяйствующими субъектами, выявлению причин аварийности на водном транспорте и выработке мероприятий, направленных на повышение безопасности мореплавания и судоходства.

    Надзор в сфере железнодорожного транспорта.

    Одной из ключевых отраслей экономики нашего государства является железнодорожный транспорт, который играет важную роль в обеспечении социально-экономической стабильности, развитии промышленности и обороноспособности государства. На его долю приходится 84% всего грузооборота (без учета трубопроводного) и более 40% пассажирооборота.
    В результате принятых нами мер в рамках контроля и надзора за реализацией Закона «О техническом регулировании» в прошедшем году ОАО «РЖД» представили к рассмотрению более 120 заявок на сертификацию подвижного состава, его деталей и узлов, в том числе 20 заявок на сертификацию продукции после проведения капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы.
    В 2005 году специалистами госжелдорнадзора было проведено 720 проверок состояния безопасности движения на предприятиях железнодорожного транспортного комплекса, при которых выявлено почти 6,3 тысячи нарушений, принято 1080 запретных мер.
    При этом, устранение выявленных нарушений составило 88%.
    При росте объема в 2005 году перевозок опасных грузов на 4,4% количество аварийных происшествий и инцидентов на путях общего пользования осталось практически на уровне предыдущего года и составило соответственно 34 и 772 случая.
    Основными причинами инцидентов с опасными грузами стали сходы вагонов в поездах и при маневрах из-за нарушений технологии пропуска вагонов с опасными грузами через сортировочные горки, при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ, а также неудовлетворительное техническое состояние подвижного состава.
    Продолжают иметь место случаи скрытия фактов нарушений безопасности при перевозке опасных грузов, не обеспечивается должный контроль за их учетом и расследованием.
    Специалистами госжелдорнадзора в 2005 году выполнено 409 проверок соблюдения требований безопасности при перевозке опасных грузов, в результате которых выявлено 2285 нарушений, принято 306 запретных мер.
    На путях общего пользования в 2005 году возросло количество пожаров на железнодорожном подвижном составе (113/108). Основные их причины — это неисправность электрооборудования, приборов отопления, технические неисправности. За всем этим по-прежнему стоит человеческий фактор.
    Под надзором наших специалистов в настоящее время находится 3895 предприятий и организаций, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией опасных производственных объектов, где насчитывается 41743 единицы оборудования).
    Специалистами по надзору за промышленной безопасностью в 2005 году было проведено 3245 обследований предприятий и проверок 30251 технических устройств, при которых выявлено 31292 нарушения требований промышленной безопасности. До устранения недостатков была приостановлена эксплуатация почти 5,5 тысяч технических устройств. По инициативе инспекторов привлечено к ответственности 1022 человека.
    Одним из действенных методов обеспечения государством контроля и надзора за соблюдением требований безопасности движения является лицензирование на железнодорожном транспорте.
    В истекшем году было рассмотрено 2746 дел соискателей лицензий, из которых 575 было отказано в выдаче лицензий по причине отсутствия возможности соблюдения ими лицензионных требований.
    Отмена с 1 января 2006 года лицензирования деятельности по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава и технических средств, может, при определенных обстоятельствах, привести к росту нарушений безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
    Мы просим Государственную Думу, с учетом нашего мнения и поддержки Минтранса России, ОАО «РЖД» найти возможность рассмотреть вопрос о необходимости внесения дополнений в закон о лицензировании, имея ввиду включения в него ранее действовавших видов деятельности на железнодорожном транспорте до принятия соответствующих технических регламентов.

    Кадровое и финансовое обеспечение выполнения контрольно-надзорных функций.

    Эффективность решения задач, стоящих перед Ространснадзором на 2006 и последующие годы, напрямую связана с состоянием и, прежде всего, качественным уровнем его кадрового потенциала. В настоящее время центральный аппарат Службы укомплектован кадрами на 90,3 %. Территориальные органы на 86 %, в том числе управления госавтодорнадзора и госавианадзора более чем на 90 %, управления госжелдорнадзора и госнадзора на внутреннем водном транспорте — в пределах 75 - 81 %.
    Наряду с этим в кадровом обеспечении деятельности Службы в последнее время нас очень беспокоит вопрос «текучести» кадров. Основной причиной этого явилась низкая заработная плата при высокой напряженности режима труда, присутствующей в работе
    Вместе с тем, нераспределенного резерва штатной численности Ространснадзор не имеет. Следовательно, всем органам и подразделениям Службы в штатном укреплении наиболее сложных участков работы надо ориентироваться на изыскание для этого внутренних возможностей и своевременное маневрирование имеющимися силами и средствами.
    В 2005 году кадровая работа в Службе анализировалась Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы. В целом она оценена положительно. Вместе с тем здесь еще немало вопросов, требующих неотложного решения. Это и необходимость завершения подготовки в кратчайшие сроки должностных регламентов по всем без исключения должностям гражданских служащих. Это также и усиление внутриведомственного контроля со стороны центрального аппарата Службы за соблюдением в ее территориальных органах законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе. Это и ряд других практических задач кадровой работы, ответственность за которую возложена на руководителей территориальных органов и подразделений Службы.
    В 2005 году, в целях обеспечения деятельности Ространснадзора, проводилась необходимая работа по реформированию бюджетного процесса в Службе, обеспечивая переход от управления бюджетными средствами к управлению результатами. Сформирована система оценки планов и показателей работы подразделений Службы, направленная на определение механизмов достижения основных целей и задач.
    Уже второй год Ространснадзор является администратором поступления доходов в федеральный бюджет. Это пока еще остается для нас новой функцией, связанной со значительным возрастанием объемов работы по мониторингу, контролю, анализу и прогнозированию поступления доходных средств в федеральный бюджет от деятельности Службы по лицензированию, регистрации, выдаче различного рода свидетельств, применению штрафных санкций и выполнению других юридически значимых действий в пределах компетенции. Сложность осуществления этой функции также связана с существующим дефицитом кадровых и финансовых ресурсов, как в территориальных органах, так и в центральном аппарате. Нам предстоит более четко организовать и конкретизировать эту работу, определив наиболее оптимальный механизм и порядок ее выполнения.
    Наряду с отсутствием территориальных органов надзора на морском транспорте и должной системы повышения квалификации государственных инспекторов, не позволяет сегодня системе государственного транспортного надзора развиваться пропорционально темпам развития транспортной отрасли.
    Вышеуказанное приводит к заключению о необходимости принятия дополнительных мер по обеспечению основных направлений действий Ространснадзора на 2006 — 2008 годы. В качестве основного способа получения дополнительного бюджетного финансирования мы видим в разработке и успешной защите ведомственных целевых программ. Их реализация позволит создать единую информационно-аналитическую систему контроля безопасности на транспорте, восстановить действие патрульного флота на внутреннем водном транспорте и систем весового контроля на федеральных дорогах, транспортного контроля за международными автоперевозчиками, снять другие существующие проблемы».

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен