Ленобласть не дает умереть идее Вистино
Правительство Ленобласти не оставляет надежд воплотить в жизнь проект по созданию нового портового комплекса в Усть-Лужской губе. Не смотря на то, что основной потенциальный инвестор будущей портовой зоны Горки-Вистино — нефтяная компания «ТНК-ВР» - перестала играть активную роль в проекте, другой претендент — ООО «Северо-Западный альянс» - изучает возможность самостоятельно построить железнодорожные подходы к проектируемому порту.
Из Москвы перспективы Вистино не видны
Проект по созданию нового портового комплекса в Ленинградской области на севере Усть-Лужской губы Финского залива продвигается региональным правительством с 2004 года. В начале прошлого года межведомственная комиссия по размещению производительных сил на территории Ленобласти утвердила заявки нескольких инвесторов на строительство морских терминалов вблизи пос. Вистино (Кингисеппский район). На тот момент к проекту готовы были подключиться крупная нефтяная компания «ТНК-ВР», дочерняя структура крупной германской компании Oiltanking GmbH - ООО «Ойлтанкинг Вистино», ООО «Северо-Западный альянс», ЗАО «Луга-Ойл», ОАО «СГ-транс», ООО «Балтийско-Кузбасский терминал». Предварительная схема зонирования новой территории была рассчитана областными властями так, что общий грузооборот всех терминалов в Вистино мог составить 100 млн. тонн в год. Эта цифра вдвое больше грузооборота петербургского порта и почти в три раза превышает проектную мощность порта Усть-Луга. «Усть-Лужская губа является единственным местом на Северо-Западе России, где возможно развитие глубоководных портовых комплексов, - заявил вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. - Все остальные порты — Новороссийск, Мурманск, тем более Санкт-Петербург - работают на пределе своей мощности. Наиболее подходит для строительства терминалов северная часть Усть-Лужской губы в районе поселков Вистино, Горки. Альтернативы этим местам не существует».
Однако в Министерстве транспорта РФ идею правительства Ленобласти поддерживать не спешат. Выступая на заседании морского совета при правительстве Санкт-Петербурга в конце декабря 2005 года, министр транспорта Игорь Левитин заявил, что не все предложенные портовые проекты должны быть реализованы. Минтранс намерен проводить политику «жесткой специализации портов». Того же мнения придерживается президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин: «Я не комментирую идеи членов правительства Ленинградской области, но могу сказать, что не будет положения, при котором на каждом погонном километре береговой линии, в том числе и Ленинградской области, будут строиться порты и терминалы. Это моя позиция». Поэтому в планы железной дороги не входит строительство отдельной ветки к территории Горки-Вистино. Подъездные пути к проектируемому портовому комплексу оцениваются в $300 млн. Видимо, инвесторам придется самостоятельно профинансировать строительство транспортных подходов к порту.
Без «ТНК-ВР» не построить?
После того, как главный инвестор новой территории — нефтяная компания «ТНК-ВР» прекратила активный переговорный процесс с правительством Ленобласти о строительстве нефтетерминала, наблюдатели сочли проект исчерпанным. Если крупная нефтяная компания и могла бы найти средства на строительство железнодорожного полотна, то остальные потенциальные инвесторы, скорее всего, не смогут самостоятельно решить проблему отсутствия ж.д. подходов к новому порту. Генеральный директор ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» Игорь Телешев, например, считает, что ни один из оставшихся в проекте инвесторов не сможет «потянуть проект, инфраструктурная составляющая которого дороже строительства самого терминала».
Тем не менее, вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас 1 февраля 2006 года удивил своим заявлением. По словам Дваса, ООО «Северо-Западный альянс» получило технические условия для строительства железнодорожной ветки к портовому комплексу Вистино. «Я думаю, этот шаг железной дороги приведет к некой активизации деятельности в регионе», - заявил он. Заместитель вице-губернатора Дваса Григорий Куклин уточнил в беседе с корреспондентом ИА «ПортНьюс», что сам «Северо-Западный альянс» «скорее всего не станет строить железную дорогу, он будет ждать крупного инвестора». Как только весь проект активизируется, такой инвестор обязательно найдется. «Кроме того, - добавил Куклин, - окончательного отказа «ТНК-ВР» мы не получали. У компании еще есть время, чтобы вернуться к проекту по строительству нефтетерминала в Вистино».
Вопрос инфраструктуры решать государству
Как считают эксперты, большим «минусом» для потенциальных инвесторов зоны Горки-Вистино стало то обстоятельство, что рассматриваемая территория принадлежит Министерству обороны РФ. Сергей Куклин, в свою очередь, уверяет, что этот вопрос сдвинулся с «мертвой точки». «Нельзя говорить, что решить проблему военных земель невозможно. Задача непростая, но решаемая», - сказал он.
В целом развитие новой портовой территории без поддержки государства осуществить невозможно. «Когда Минтранс получит от нас детально проработанный проект, министр может изменить свое мнение по поводу Вистино», - заявил Куклин. «Для комплексного развития территории, кроме железной дороги необходима и энергетика, и автодороги. Поэтому без участия государства этот проект не реализовать, - считает собеседник ИА «ПортНьюс». — Во всем мире развитие инфраструктуры — это задача государства».
В правительстве Ленинградской области прекрасно понимают, что перспектива забить первую сваю в проекте нового портового комплекса Горки-Вистино не скорая. В настоящее время даже поддерживаемый государством и лично президентом РФ Владимиром Путиным порт Усть-Луга не вышел на проектную мощность, а его строительство ведется более 12 лет. Несмотря на это, район Горки-Вистино региональные власти считают перспективным. «Мы намерены всячески его продвигать и уверены, что рано или поздно он будет реализован», - заявил Сергей Куклин.