• 22 ноября 2005

    «Альфа-Банк»: большинство иностранных банков не готовы принимать на себя судостроительные риски

    Развитие отечественного судостроения тесно связано с развитием системы банковского кредитования строящихся судов. Несмотря на то, что российские коммерческие банки предоставляют финансирование по таким контрактам на относительно короткий срок — 2-3 года, услуги по кредитованию судостроительных и кораблестроительных проектов становятся все более популярными в банковской среде. Об особенностях финансирования судостроительной отросли ИА «ПортНьюс» рассказывает старший вице-президент ОАО «Альфа-Банк» Михаил Носко.

     

    - В мировой практике принято, что система кредитования судостроения строится на возврате кредита банку уже после ввода в эксплуатацию судна, то есть спустя 10-12 лет с момента получения финансирования. Почему в России кредитование строящегося судна производится иначе?

     

    - Согласно российскому законодательству строящееся судно невозможно взять в залог под обеспечение банковского кредита, поскольку оно является объектом незавершенного производства. Любое судно, не важно, на стапеле оно, или уже работает в море — это объект недвижимости. Поэтому при финансировании его строительства банком возникает юридическая коллизия — с течением времени объект незавершенного строительства видоизменяется. На этом основании появляется возможность для оспаривания залогодателем правомочности оформления залога — после окончания строительства судно перестает быть «объектом незавершенного строительства».
    Большинство иностранных банков не готовы принимать на себя такие риски. Поэтому судостроение и кораблестроение в России кредитуется в большей части отечественными финансовыми структурами. Наши кредиты соответствуют производственному циклу строительства судна, хотя и выдаются под более высокий процент, чем зарубежные.

    Если у верфи есть контракт на строительство судна, то мы готовы ее кредитовать. При этом залогом является выручка по такому контракту. После получения судна его судовладелец обычно берет стандартный шиппинговый кредит в одном из зарубежных банков.

    Для нас не имеет значения конечная сумма контракта — это может быть как $1 млн., так и $100 млн. То есть мы способны кредитовать не только крупные предприятия отросли, но и малые судостроительные заводы.

     

    - Можно ли говорить, что в ближайшее время российским банкам не грозит конкуренция на рынке кредитования отечественного судостроения со стороны иностранных финансовых структур?

     

    - Российские банки предоставляют кредиты непосредственно на этапе строительства нового судна. Дальше судовладелец обращается к нашим иностранным коллегам. Таким образом, существует разумное разделение кредитных контрактов на этапах строительства и эксплуатации. Можно утверждать, что эта тенденция сохранится в течение нескольких лет. Процесс принятия на себя рисков российских предприятий для зарубежных банков нежелателен. Хочу отметить, что по этой же причине на рынке кредитования судостроения в России работают лишь считанное количество отечественных банков.

     

    - Если говорить об «Альфа-Банке», то какова доля судостроительных контрактов в общем кредитном портфеле банка?

     

    - В нынешнем году эта доля составляет 3-4% - это сотни миллионов долларов. Динамика за последний год показывает почти двукратный рост объема таких контрактов в стоимостном выражении. Это происходит в основном за счет военного кораблестроения. Однако и в гражданском секторе наблюдается значительный рост. Мы видим серьезное дальнейшее развитие этого направления. Такая тенденция очевидна, она тесно завязана на положительной динамикой макроэкономических показателей в стране, а также связана с мировой конъюнктурой шиппингового рынка. Всем российским портам требуется обновление вспомогательного флота, «Росморпорт» приступил к строительству новых ледоколов. Поэтому на отечественных верфях и на судостроительных предприятиях ближнего зарубежья, в частности на Украине, наблюдается рост числа заказов.
    Несомненно, что и в этом сегменте рынка банковских услуг есть конкуренция, но «Альфа-Банк» рассчитывает на собственный опыт кредитования судостроительных предприятий и на хорошие отношения с клиентами.

     

    - Топ-менеджеры петербургского филиала «Альфа-Банка» уже делали заявления в СМИ о готовности банка обеспечить кредитование проекта строительства двух танкеров «Севморнефтегаза» на заводе «Адмиралтейские верфи». Будет ли реализован этот проект?

     

    - У нас сложились хорошие партнерские отношения с петербургским заводом «Адмиралтейские верфи». Мы выполнили несколько удачных проектов с верфями, в том числе продолжаем работу по финансированию строительства танкеров для ОАО «Совкомфлот».
    Мы уже установили «Адмиралтейским верфям» лимит кредитования по танкерам «Севморнефтегаза» и готовы приступить к финансированию, включая гарантии и поставку комплектующих, то есть мы готовы полностью взять на себя затраты по всему проекту.

     

    - Кредиты выдаются чаще всего судостроительным предприятиям. Есть ли случаи кредитования заказчиков судна?

     

    - Подавляющее большинство наших клиентов на данном этапе — судостроители. С верфями легче найти оптимальный механизм кредитования. К тому же, заказчики сами стараются перевести риски на завод и структурировать тем самым свои финансовые обязательства. В то же время банки часто кредитуют смежные предприятия, задействованные в строительстве судна. Это кредитование ведется в рамках основного контракта.

     

    - Можно ли ожидать снижения российскими банками кредитных ставок в судостроительных проектах?

     

    - Удешевление кредитов зависит от той ресурсной базы, которая есть у каждого конкретного банка. За последние 3 года стоимость кредитов снизилась на 3-4%. Эта общая тенденция.

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен