• 2 мая 2012

    Директор по производству ОАО «Восточный Порт» Анатолий Лазарев: «Мы реализуем инвестпрограмму полностью за свой счет»


    Дальневосточный регион в последнее время находится под пристальным вниманием российских экспортеров угля. О том как развивается крупнейшая стивидорная компания региона, специализирующаяся на перевалке угля, в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал директор по производству ОАО «Восточный Порт» Анатолий Лазарев.

    -Анатолий Анатольевич, каковы планы порта по грузоперевалке в 2012 году? Какие меры предпринимаются для роста грузооборота?

    - ОАО «Восточный Порт» - это крупнейшая стивидорная компания в Приморском крае. Основная составляющая грузооборота ОАО «Восточный Порт» – экспортный уголь. По итогам 2011 года доля угля в общем грузообороте порта составила 98% (16 млн 194,9 тыс тонн).

    Большая часть груза, почти 84%, обрабатывается на специализированном  Угольном комплексе (ППК-3) при помощи конвейерного оборудования, автоматизированной системы выгрузки вагонов и погрузки на судно. Остальной грузопоток приходится на Универсальный производственно-перегрузочный комплекс (ППК-1), где применяется грейферная технология погрузочно-разгрузочных работ на самом современном оборудовании. Помимо экспортного направления, ежегодно мощности комплекса задействованы и в работах по обеспечению Северного завоза в труднодоступные регионы Дальнего Востока, так называемые каботажные перевозки.

    По итогам 2011 года через причалы компании  прошло 16,5 млн тонн грузов различной номенклатуры. В сравнении с показателями 2010 года, когда грузоперевалка составила  14,7 млн тонн, грузооборот вырос на 12%. Из них  Угольный комплекс обработал 13 млн 493,6 тыс. тонн угля (+13%),  Универсальный производственно-перегрузочный комплекс  -  3 млн 4,7 тыс. тонн угля (+7%). Этот год тоже начали очень хорошо, результат первого квартала превышает аналогичный показатель 2011 года на 12,3%. Уверен, что к концу года ОАО «Восточный Порт» сможет обработать порядка 17,2 млн тонн грузов.

    Ежегодное увеличение объемов обрабатываемых грузов – результат совместной эффективной работы и сотрудничества коллективов Управляющей компании, Восточного порта, ОАО «РЖД» и клиентов компании. Большой вклад в рост грузооборота внесла программа по совершенствованию технологии работ, а также обновлению и модернизации оборудования, которая действует уже четвертый год и рассчитана до 2015 года.

    За это время мы значительно пополнили порт современной техникой. Первое значительное приобретение - новые вагоноопрокидыватели для Угольного комплекса, которые за три года работы хорошо себя показали. Поскольку в последние годы порт полностью перешел на перевалку угольной продукции, то потребовалось значительное обновление техники для Универсального производственно-перегрузочного комплекса, где мы применяем грейферную технологию погрузочно-разгрузочных работ. Приобретены четыре новые дробильно-сортировочные машины Giporec R131C, два ленточных конвейера Т5036, два мощных колесных крана-манипулятора Sennebogen 870 и два колесных крана-манипулятора Sennebogen 835, один фронтально-ковшевый погрузчик Komatsu WА470, два автопогрузчика Toyota FD15 и трактор-тягач К703 для производства маневровых работ с вагонами, снегогенератор для улучшения экологичности работ при перевалке угля. Отлично показывают себя в работе два новых гусеничных экскаватора Liebherr R 934  укомплектованные ковшом, грейфером и виброшнеком. В июне 2011 года введен в эксплуатацию телескопический ленточный конвейер-штабелеукладчик (стакер Superior B-TSSA), а в сентябре ввели в эксплуатацию портальный кран «Витязь» грузоподъемностью 64 тонны.

    Большая работа проделана управляющей компанией и руководством порта для улучшения технологии выгрузки в зимний период. В январе прошлого года для Угольного комплекса мы приобрели буро-рыхлительный комплекс, который стал хорошим подспорьем в зимний период 2011 – 2012 гг. Его задача – перед подачей вагонов в размораживатели, посредством бурения разрушать цельную структуру угля, смерзшегося до состояния монолита. Данный бурорыхлительный комплекс уникален тем, что бурорыхлительная машина оснащена  девятью бурами, в отличие от прототипов, где предусмотрено всего три-четыре бура. Использование бурорыхлительного комплекса позволило значительно улучшить качество разгрузки, сократить время разогрева вагонов и время работы дробильно-фрезерных машин. Комплекс рассчитан на работу, как в автоматическом, так и ручном режимах. Модернизированы размораживающие устройства, теперь общая вместимость вагоноразмораживателей 80 полувагонов вместо прежних 72-х. Это так же дает возможность более гибко обрабатывать поступающие маршруты, что, в свою очередь, приводит к сокращению времени маневровых работ. С окончанием модернизации двух дробильно-фрезерных машин, ось «В» вагоноопрокидывателя полностью оснастили современными машинами, исключающими труд людей в опасной зоне, при этом увеличена производительность разгрузки мерзлых углей. По оси «А» на вагоноопрокидывателе установили ветрозащитное сооружение протяженностью 100 м. Оно представляет собой ангар тоннельного типа, через который полувагоны подаются на выгрузку. Один из блоков этого сооружения длиной 30 метров оснащен инфракрасными излучателями. Теперь, кроме замедления процесса остывания разогретых полувагонов в период низких температур, их можно подогревать  непосредственно перед подачей в ротор вагоноопрокидывателя. Большое внимание уделили системе аспирации участка разгрузки вагонов, заменили пылеуловители. Более современная система позволит значительно снизить запылённость рабочей зоны. Стоит отметить, что инвестиционная программа реализуется полностью за счет собственных средств ОАО «Восточный Порт».

    - Ожидается ли пополнение парка кранового оборудования? Обновление портового флота?

    - Да, в рамках нашей инвестиционной программы мы планируем продолжать обновление крановой техники. Так, до конца этого года для Универсального производственно-перегрузочного комплекса планируем купить два мобильных крана-манипулятора Liebherr R 954, в первом квартале 2013 года будет смонтирован новый, современный потальный кран «Аист». Обязательно продолжим модернизацию Угольного комплекса. Уже подписан контракт с японской фирмой Mitsui на поставку судопогрузочной машины, к замене которой сможем приступить во второй половине 2013 года, замена второй машины запланирована на 2014 год.

    Что касается портового флота, то нами заказан новый мощный азимутальный буксир у известной судостроительной голландской  компании Damen. Судно будет оснащено двумя современными двигателями Caterpillar (4200 лошадиных сил), буксировочной носовой лебедкой, пожарным насосом производительностью 600 куб м в час и системой пенотушения, что позволит привлекать буксир для тушения пожаров. С учетом нового судна портовый флот Восточного численно будет составлять 5 единиц.

    - Препятствует ли пропускная способность железной дороги развитию порта?

    - Бесспорно, железная дорога и порты зависят друг от друга, невозможно говорить о развитии порта без параллельного развития дороги и припортовой станции.  Что касается пропускной способности, то под строительство спецнефтепорта «Козьмино» ОАО «РЖД» приступило к масштабному ремонту и модернизации. Со временем «Козьмино» будет работать через трубопровод, и новые мощности железной дороги переориентируют на другие порты Приморского края, в том числе и на нас.      

    Обе стороны заинтересованы в нормальных конструктивных взаимоотношениях. Поэтому в повседневной работе у нас отработана практика ежедневных селекторных совещаний с местными и региональными отделениями дороги; личных встреч, как с руководителями, так и ведущими специалистами; постоянной деловой переписки, утверждение суточных планов обработки вагонов. При необходимости внедряем совместные проекты, так, например, для сокращения времени на выполнение маневровых работ на путях Угольного комплекса, мы арендуем у припортовой железнодорожной станции Находка-Восточная локомотивы (два зимой и один летом) и уже сами делаем этот этап работы, в результате  - экономия времени позволяет значительно увеличить суточную обработку вагонов.    

    - Когда начнутся работы по строительству 3-й очереди ППК-3? Параметры?

    - Можно сказать, что ОАО «Восточный Порт» уже давно работает над строительством III-й очереди  Угольного комплекса. В настоящее время заканчивается доработка проектной документации и пожеланий надзорных органов.

    III-я очередь специализированого Угольного комплекса предполагает строительство четырех дополнительных складов, оборудованных двумя стакерами, четырьмя реклаймерами, дополнительный причал с двумя судопогрузочными машинами, еще два вагоноопрокидывателя, железнодорожную инфраструктуру для подачи-уборки вагонов и вагоноразмораживатели.

    -  Существует ли в порту отдельная социальная программа? Сколько средств в последние годы направляется на социальные проекты?

    - Управляющая портовая компания и администрация Восточного уделяет большое внимание социальной сфере и постоянному улучшению качества и условий труда. Одним из важнейших факторов долгосрочного устойчивого развития Общества являются эффективная социальная политика, а также ответственные партнерские отношения со своими работниками. Максимальная безопасность производства и забота о благосостоянии сотрудников были и остаются основными составляющими социальных программ Общества. Управляющая компания и Руководство Общества убеждено, что эффективность работы напрямую зависит от эмоционального комфорта и позитивного настроя трудового коллектива. Для работников порта действует целый ряд социальных программ предусмотренных как коллективным договором, так и сверх него. Проводится большая работа по организации культурно-массового и оздоровительного отдыха работников. Предоставляются бесплатные билеты на концерты звезд российской эстрады и на спектакли, которые приезжают в наш город с гастролями. Организуются экскурсионные поездки выходного дня по памятникам природы и красивым местам Приморского края. Оплачивается посещение спортивных секций. Выделяется беспроцентная суда на обучение и на неотложные нужды, компенсируется до 70% затрат на санаторно-курортное лечение работникам, оказывается материальная помощь при смерти близких родственников, выполняются выплаты одиноким матерям и многое другое.

    В 2011 году на социальные нужды ОАО «Восточный Порт» направило 36 млн 721 тыс. руб., в 2010 – 31 млн 713 тыс. руб., на этот год запланировано 46 млн 192 тыс. руб.  

    Большое внимание уделяем охране труда и промышленной безопасности, в 2011 году на эти мероприятия было израсходовано более 29 млн руб. Руководство компании дорожит своим коллективом и старается создавать достойные безопасные условия труда.

    В компании действуют программы профессионального развития персонала, многие молодые специалисты получают смежные специальности как на базе Учебно-Курсового Комбината порта, так и в специализированных техникумах и ВУЗах. У грамотной молодежи есть все условия для карьерного роста в ОАО  «Восточный Порт».

    Учитывая, что ОАО «Восточный Порт» - это градообразующие предприятие, мы оказываем посильную поддержку муниципальным организациям, детским садам и школам, развитию спорта и припортового поселка. Только в прошлом году на спонсорство и благотворительность было выделено 9 млн 218 тыс. рублей.  Эту традицию планируем поддерживать и впредь.

    - Какова средняя заработная плата работников в порту Восточный? В целом по портам Приморья?

    - Безусловно, одним из важнейших социальных вопросов является уровень заработной платы. В ОАО «Восточный Порт» она всегда была достойной и имела тенденцию к росту. Так, в 2011 году средняя заработная плата с учетом выплат годичного вознаграждения и за выслугу лет составила 42 тыс. 170 руб. По отношению к 2010 году в целом по порту она увеличилась на 12%.   

    Ежеквартально проводится индексация заработной платы. При уровне инфляции по Приморскому краю - 5,58%,  а по РФ в целом – 6,1%, индексация заработной платы в нашей компании составила – 6,5%. Далеко не каждое предприятие может гордиться такими достижениями. Также уровень заработной платы в Восточном выше, чем у других стивидоров Приморского края на 10 – 15 тыс. руб. Мы дорожим своим коллективом, оцениваем уровень инфляции, рост потребительской корзины и стоимость коммунальных платежей и поэтому стареемся, чтобы у портовика-восточника была достойная заработная плата и социальные гарантии.

    Беседовала Надежда Малышева.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен