Непосредственной причиной гибели «Булгарии» является залив воды в иллюминаторы - Ространснадзор
Непосредственной причиной затопления теплохода «Булгария», в результате которой погибли 122 человека, явилось поступление забортной воды через открытые бортовые иллюминаторы. К таким выводам пришла Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по результатам расследования аварии дизель-электрохода «Булгария», находящегося в аренде у ООО «АргоРечТур» (г. Казань), затонувшего 10 июля 2011 года, сообщает пресс-служба Ространснадзора.
«Существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению судна вследствие дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу», - отмечается в сообщении.
Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.
Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:
1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так, судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:
- с неисправностями судовых механизмов (на судне с 08 июля 2011 г. не работал левый главный дизель-генератор);
- с повреждениями корпуса (наличие четырёх отверстий).
- при силе ветра более 7 баллов (13,5 – 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». Сила ветра на момент аварии составляла – 20 м/сек. (очень крепкий ветер, шторм) с порывами, достигающими ещё больших величин;
2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:
- в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
- в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
- в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
- в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судном.
Маневр поворота влево был осуществлён без учёта: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт; дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево; дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;
- в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении прядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).
В работе Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта принимали участие специалисты Ространснадзора, представители научных организаций (Центрального научно-исследовательского института морского флота), классификационных обществ (Российского Речного Регистра). Также Комиссией были учтены мнения независимых специалистов из числа ветеранов-судоводителей и судомехаников речного флота, представителей общественных организаций (Ассоциации судоходных компаний, Союза Российских судовладельцев), других лиц и организаций.
Материалы расследования в установленном порядке будут направлены в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации.
Ространснадзор проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства.
Напомним, 10 июля 2011 года в 13:58 (мск) от диспетчера движения водных путей Казанского района водных путей и судоходства поступило сообщение о затоплении двухпалубного теплохода «Булгария» на реке Волга в районе п. Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. На борту находился 201 человек (147 пассажиров, 36 человек - экипаж судна, 18 человек – не зарегистрированные пассажиры), из которых 122 человека погибло.
«Существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению судна вследствие дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу», - отмечается в сообщении.
Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна.
Комиссией сделан вывод, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов:
1. Невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна. Так, судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского Речного Регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию:
- с неисправностями судовых механизмов (на судне с 08 июля 2011 г. не работал левый главный дизель-генератор);
- с повреждениями корпуса (наличие четырёх отверстий).
- при силе ветра более 7 баллов (13,5 – 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». Сила ветра на момент аварии составляла – 20 м/сек. (очень крепкий ветер, шторм) с порывами, достигающими ещё больших величин;
2. Низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна, выразившаяся:
- в непринятии необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения. На судне не были задраены иллюминаторы правого и левого борта, в том числе в машинном отделении, где несли вахту только члены экипажа;
- в самовольном, без получения команды с мостика, отключении старшим механиком главного дизель-генератора правого борта;
- в выводе из строя судовых механизмов вследствие несоблюдения Правил технической эксплуатации;
- в несоблюдении общепринятых приёмов и способов управления судном.
Маневр поворота влево был осуществлён без учёта: особенностей остойчивости судна, уже имевшегося крена в 4° на правый борт; дополнительно возникающего крена на правый борт, вызванного центробежной силой при циркуляции влево; дующего в левый борт крепкого ветра и большой парусности судна;
- в нарушении капитаном судна требований пунктов 15 и 16 Порядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 1 марта 2010 г. № 47 «Об утверждении прядка диспетчерского регулирования движения судов на внутренних водных путях Российской Федерации» (капитан не проинформировал диспетчера и не получил диспетчерское разрешение на движение судна).
В работе Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта принимали участие специалисты Ространснадзора, представители научных организаций (Центрального научно-исследовательского института морского флота), классификационных обществ (Российского Речного Регистра). Также Комиссией были учтены мнения независимых специалистов из числа ветеранов-судоводителей и судомехаников речного флота, представителей общественных организаций (Ассоциации судоходных компаний, Союза Российских судовладельцев), других лиц и организаций.
Материалы расследования в установленном порядке будут направлены в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации.
Ространснадзор проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства.
Напомним, 10 июля 2011 года в 13:58 (мск) от диспетчера движения водных путей Казанского района водных путей и судоходства поступило сообщение о затоплении двухпалубного теплохода «Булгария» на реке Волга в районе п. Сюкеево Камско-Устьинского района Республики Татарстан. На борту находился 201 человек (147 пассажиров, 36 человек - экипаж судна, 18 человек – не зарегистрированные пассажиры), из которых 122 человека погибло.