Конференция была организована британской компанией Confidence Capital Ltd при поддержке администрации Санкт-Петербурга. Спонсором конференции выступила компания Fendercare Marine Limited.
В письме поддержки Балтийской конференции вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский выразил уверенность, что тематика конференции сконцентрирует участников на обсуждение перспектив и конкретных вопросов поставок, обеспечения всех необходимых условий для организации экспорта углеводородов из России в страны Европы.
«Надеюсь, что организация и регулярное проведение Балтийской нефтегазовой торгово-транспортной конференции в Санкт-Петербурге повысит эффективность информационного обеспечения экспортных и торговых процессов в регионе, а также создаст почву для эффективного отраслевого сотрудничества представителей рынка торговли и транспортировки углеводородов России, стран Балтии и Европы», - сказал Михаил Осеевский.
Более 70 участников, среди которых Gazpromneft Marine Bunker, Litasco, PKN Orlen, Rosneft, Shell Trading, GAC Shipping, Statoil Hydro, Surgutneftegaz, TNK BP, Turgai Petroleum,Tatneft и другие представители компаний нефтегазового и логистического рынка из России, Беларуси, Северо-Западной, Центральной и Восточной Европы обсудили текущую и прогнозируемую конъюнктуру рынков, генерирующих балтийский транзит и обслуживаемых балтийским транзитом, существующие технические мощности по транзиту и перевалке и коммерческие показатели использования различных направлений, варианты оптимизации логистики.
19 мая конференция открылась приветственным словом директора Confidence Capital Андрея Руденко – организатора Балтийской конференции.
Первая сессия была посвящена анализу стратегий и перспектив развития Балтийского региона. В раскрытии темы принимали участие Вячеслав Кулагин – заместитель директора Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН, представивший в своем докладе основные моменты Энергетического сотрудничества России и ЕС с акцентом на балтийский регион.
Юрий Щербанин – профессор, доктор экономических наук, заведующий лабораторией анализа и прогнозирования транспортно-логистических систем ИНП РАН изложил некоторые аспекты современного видения евроазиатского транзита.
С докладом на первой сессии выступил Джеффри Пайпер, представитель отдела международных связей Государственного Департамента по Энергетике Европейской комиссии «Внешняя энергетическая политика Евросоюза, взаимоотношения Россия – ЕС в области энергетики». В своем докладе эксперт проанализировал изменение глобального контекста на энергетическом рынке. По мнению Джеффри Пайпера, зависимость ЕС от импорта энергоресуров возрастает, и решить эту проблему можно сообща. Джеффри Пайпер представил интегрированную энергетическую политику, основанную на главе по энергетике Лиссабонского договора. Целью внешней политики ЕС является обеспечение надежных, конкурентоспособных и устойчивых поставок в ЕС.
Доклад руководителя департамента энергетики Института энергетики и финансов Российской Федерации Марии Беловой прояснил Российскую стратегию в области экспорта углеводородов, с акцентом на балтийский рынок. Мария Белова представила целевое видение изменений роли ТЭК в национальной экономике к 2030 году, проанализировала будущую динамику и структуру экспорта нефти и нефтепродуктов, познакомила участников с текущей ситуацией по добыче, переработке и экспорту нефти РФ, рассказала о перспективных проектах «БТС-2» и «Север»
Также с докладом выступил генеральный директор ОАО «Компания Усть-Луга» Максим Широков. Он рассказал о проекте создания нефтегазохимического кластера в индустриальной зоне на территории, прилегающей к порту Усть-Луга. Планируется, что через 3-4 года Усть-Луга может стать самым крупным портом в России, у него есть к этому все предпосылки: это порт с прямым доступом на Европейские рынки, современной развитой портовой инфраструктурой и относительной близостью к сырью.
«Развитие промышленных объектов вблизи крупного порта неизбежно и целесообразно, индустриальная зона должна наполняться предприятиями по переработке различных грузов – продуктов нефтегазохимии и лесного комплекса», - подчеркнул Максим Широков.
Вторая сессия была посвящена практическим аспектам торговли нефтью и нефтепродуктами в регионе. Тему раскрыли доклады, касающиеся таможенных аспектов («Таможенное оформление нефтеналивных грузов. Таможенные союзы» - Кальвис Витолинш, основатель Латвийской Ассоциации Логистики), вопросов налогообложения («Проблемы налогообложения налогом на добавленную стоимость транспортных услуг, связанных с экспортом нефтепродуктов», докладчик Юлия Ерошевская), работе антимонопольных органов («Работа антимонопольных органов по соблюдению участниками рынка федерального закона «О защите конкуренции» и процесс формирования справедливых цен на нефтепродукты» – доклад Олега Коломийченко, руководителя Санкт-Петербургского Управления Федеральной антимонопольной службы) и др.
Третья сессия касалась вопросов экспортных направлений и рынков, а также транзитных маршрутов. Важными докладами этой сессии стали:
• «Транспортировка СПГ: некоторые вопросы экономической политики» (Юрий Щербанин, Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук),
• Безопасные поставки газа в Европу (Романис Бауманис, Nord Stream AG),
• «Анализ рынка нефтепродуктов в Северо-Западном ФО России» (Ирина Мельниченко, ЭПН-Консалтинг ),
• «Развитие рынка мазута и бункеровочного топлива» (Михаил Турукалов).
Первый день конференции завершился обсуждением региональной транспортной инфраструктуры. Эта тема была заглавной и во второй день форума, наравне с вопросами развития перевалочных мощностей региона.
В рамках этих тем с докладами выступили:
• Вячеслав Гай, помощник генерального директора по безопасности мореплавания и ликвидации аварийных разливов нефти, ООО «Спецморнефтепорт Приморск»,
• Александр Королев, начальник товарно-транспортного отдела ООО «Балттранснефтепродукт»,
• Стасис Гудвалис, директор Управления грузовых перевозок АО «Литовские железные дороги»,
• Александр Михайлов, «Петербургский нефтяной терминал»,
• Игорь Лобко, начальник Октябрьский Территориальный Центр фирменного транспортного обслуживания «Октябрьская железная дорога»,
• Дмитрий Белютин, заместитель генерального директора ООО «Морское бюро «Нефтеналивные терминалы»,
• Штефан Линдберг, менеджер по работе с клиентами, Neste Jacobs.
Интерес участников вызвал практический доклад представителя Fendercare Marine Limited капитана Джорджа Миллза «Технологии перевалки нефти с судна на судно».
Итоги: Тема транзита энергоресурсов через страны Балтии и торговля углеводородами в этом регионе является важной функциональной составляющей международной энерготорговли. Выгодное географическое положение Балтии делает ее весьма важным звеном, соединяющим рынок СНГ с энергорынками Европы, Америки и Африки. Именно поэтому вопросы, затронутые в конференции, были актуальными для участников: трейдеров, потребителей, экспортеров и представителей транспортных организаций СНГ и Северо-Западной Европы. Лидеры нефтяного, газового и транспортного секторов Балтийского региона сошлись во мнении об острой необходимости тесного сотрудничества на всех уровнях торгового и транспортно-логистического процесса для достижения максимальных результатов развития региона. Балтийская нефтегазовая торгово-транспортная конференция стала площадкой для эффективного инфорационного обмена, обсуждения проблемных вопросов и налаживания деловых связей, отмечается в сообщении.