1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Ликвидация брошенных судов – одна из наиболее острых экологических проблем Мурманской области - Морской...

13 ноября 2009   14:15

Ликвидация брошенных судов – одна из наиболее острых экологических проблем Мурманской области - Морской контроль Росприроднадзора

Одной из наиболее острых и трудноразрешимых экологических проблем Мурманской области является ликвидация брошенных судов. Такое мнение высказал начальник Управления морского контроля, разрешительной деятельности и особо охраняемых территорий (ООПТ) Росприроднадзора Василий Богословский по итогам рабочей поездки в регион, сообщила пресс-служба ведомства.

По имеющейся информации, на сегодняшний день вдоль побережья Кольского полуострова зарегистрировано около 200 затонувших судов, из них 127 находятся в акватории Кольского залива, причем большинство из них бесхозные. Только у берега рядом с населенным пунктом Ретинское ржавеют 17 судов, 22 подтоплены у населенного пункта Мишуково, 15 брошенных судов кренятся на отмелях у поселка городского типа Росляково, Варламово, Лавна, Белокаменка. «Затонувшие и выведенные из эксплуатации брошенные суда становятся не только причиной сильного загрязнения окружающей среды, но и, учитывая возрастающую интенсивность судоходства, являются угрозой для него. Стоит отметить, что постановлением губернатора Мурманской области предусматривалась специальная программа мер по очистке акватории Кольского залива от этих судов. Однако из-за недостатка денежных средств реализовать в полной мере ее пока не удалось», - отметил Богословский.

Во время рабочей встречи Василия Богословского с губернатором Мурманской области Дмитрием Дмитриенко обсуждались перспективы проекта по освоению Штокмановского месторождения нефти и природного газа, в котором Мурманскому морскому торговому порту отводится роль транспортного узла для обеспечения круглогодичного сообщения между районами добычи и континентом.

Отмечается, что освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения вступило в свою первую фазу. В связи с коротким сроком до начала эксплуатации практические работы идут параллельно с проектированием и решением основных организационных и экономических вопросов. Подходит к предпусковому периоду обустройство Приразломного нефтяного месторождения в Печорском море. Перевалка нефти через порт Мурманск резко возрастет. Кроме того, «Газпром» рассматривает вопрос о возведении на побережье Мурмана рядом с заводом по сжижению газа в Териберке еще и завода по переработке нефти.

На встрече с руководством ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ОАО «ММТП») были озвучены проблемы экологической безопасности при реконструкции угольного терминала ОАО «ММТП» и строительстве терминала по перевалке нефти и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива в рамках развития Мурманского транспортного узла. Планами развития предусмотрены образование новой территории за счет засыпки части акватории, а также расширение существующих площадей за счет прилегающих земель, прокладка новых железнодорожных подъездных путей, строительство новых причалов и монтаж перегрузочного оборудования. С учетом исторически сложившихся условий сжатости санитарно-защитной зоны порта проговаривается вопрос о поэтапном выводе угольного терминала на другой берег Кольского залива, за пределы городской черты.

В ходе встречи Богословского с представителями ООО «НТ Белокаменка» был затронут вопрос потенциальной опасности загрязнения атмосферного воздуха при перевалке нефтепродуктов. Так, до конца января 2010 года на танкере «Белокаменка» планируется установить систему VRS (vapour return system). Такая система позволит исключить выброс инертного газа и других загрязняющих веществ в атмосферный воздух при различных грузовых операциях на терминале.

В завершении своей поездки Богословский отметил, что для повышения эффективности работы морского контроля в Мурманской области, необходимо создать отдельный пост государственного контроля в портопункте Териберка с целью инспектирования судов и регулярного патрулирования акватории.