• 16 июня 2008 09:17

    Дальневосточные таможенники обеспокоены затовариванием морских портов

    С проблемой затоваривания складов временного хранения в морских портах все чаще сталкиваются дальневосточные таможенники. Сегодня эта проблема коснулась почти всех международных  морских портов на Дальнем Востоке, отмечает пресс-служба Дальневосточного таможенного управления.

    Но если Магадана, Посьета, портов в бухтах Троицы и Славянка это коснулось в меньшей степени, то в таких крупных морских портах как Владивосток, Восточный, Находка, а кроме них и в порту Петропавловск-Камчатский, в которых постоянно  увеличивается количество прибывающих под обработку судов и наращиваются объемы переработки внешнеторговых грузов, проблемы пропускной способности ощущаются с каждым днем все острее. 

    Причин несколько – это и несвоевременная подача деклараций на вновь прибывший товар, и затягивание (иногда до двух недель) владельцами сроков  вывоза уже оформленных в таможенном отношении товаров со складов временного хранения, и необустроенность складов временного хранения (СВХ) - маленькие площади, техническая неоснащенность и несоответствие современным стандартам. Впрочем, не обустроены и многие морские порты, более всего это касается сахалинских портов -  Корсаков, Холмск, Невельск, Южно-Курильский, Александровск-Сахалинский и портов Хасанского района Приморья.

    Особенно остро проблема затоваривания коснулась крупных портов Приморского края – Владивосток, Восточный, Находка. Так, Находкинской таможней в марте и апреле этого года проведен анализ продолжительности таможенного оформления контейнеров с транзитными товарами и сроков отправки этих же контейнеров с территории ООО "Восточная Стивидорная Компания". Как стало видно из результатов анализа, на оформление одной транзитной декларации с одиночным контейнером в таможенном посту "Морской порт Восточный" затрачивается  20 -25 минут рабочего времени, при условии, что представленные таможенному органу документы содержат все необходимые сведения, предусмотренные п. 2 ст. 81 Таможенного кодекса РФ и соблюдены все необходимые условия, предусмотренные п. 3 ст.80 Таможенного кодекса РФ, при которых выдается разрешение на транзит.

    Между тем  с территории ООО "Восточная Стивидорная Компания" лишь 2% партий товаров отправлялись на следующие сутки после выдачи таможенными органами разрешения на транзит, основная часть (72% партий товаров) отправлялась в срок от 2 до 7 суток после выдачи разрешения на транзит, 26% партий товаров оправлялось в срок, превышающий 8 суток после выдачи разрешения на транзит. В начале мая на территории ООО "Восточная Стивидорная Компания" находилось уже около 1600 неотправленных контейнеров с транзитными товарами, по которым было выдано разрешение на транзит в апреле этого года.

    Находкинские таможенники, обеспокоенные длительными простоями оформленных в таможенном отношении контейнеров с транзитными товарами, направляли информацию об этом руководству Дальневосточной железной дороги и ООО "Восточная Стивидорная Компания", однако ситуация до сих пор не изменилась.

    Аналогичные проблемы - и на Владивостокской таможне. Возникшие в первые дни после реорганизации некоторые трудности с оформлением автомобилей в настоящее время утратили свою остроту.  Сегодня сотрудники Первомайского таможенного поста и таможенного поста "Морской порт Владивосток", уполномоченные оформлять автотранспортные средства, ежедневно оформляют 1200 – 1300 автомобилей, тогда как ранее этот показатель не превышал 800 – 900 авто в день. Как и ожидалось, после реорганизации повысилось качество таможенного оформления, достоверность заявляемых участниками внешнеэкономической деятельности сведений.  Тем не менее, проблемы существуют и решение большинства из них вне компетенции таможенных органов.

    Напряженную работу Владивостокской таможни обусловливает растущее из года  в год количество ввозимых автомобилей. В то же время, обращает на себя внимание тот факт, что таможней в день оформляется несколько сотен автомобилей, а получатели их забирают из мест хранения в десятки раз меньшем количестве. Это отражается на пропускной способности и морского порта Владивосток, и складов временного хранения.

    Недостаточность мест под выгрузку товаров на складах временного хранения, а так же убытки, которые терпят импортеры, обусловлены тем, что в зонах таможенного контроля продолжают храниться товары, оформленные в таможенном отношении. ОАО "Владивостокский морской торговый порт" слабо ведется работа по оценке производственных возможностей порта, не в полном объеме принимаются меры по освобождению производственных (складских) мощностей порта от уже оформленных в таможенном отношении товаров, что также негативно отражается на его работе.

    Есть проблемы с декларантами и брокерами. Документы, представленные таможенному органу для таможенного оформления товаров некоторыми брокерами или декларантами, подаются с задержками и зачастую не соответствуют требованиям, предусмотренным Таможенным кодексом РФ (например, отсутствуют необходимые документы). А ведь от оперативности и качества подаваемых таможенному органу грузовых таможенных деклараций напрямую зависит скорость таможенного оформления.

    Похожая ситуация и на Камчатской таможне. Через таможенный пост "Морской торговый порт Петропавловск-Камчатский" импортируются в основном автомобили и запасные части к ним, а также строительные материалы. Основной ввоз товаров осуществляется через торговый порт, в зоне деятельности которого функционирует склад временного хранения открытого типа. Постоянное увеличение ввоза автомобилей и запасных частей к ним приводит к тому, что в случае одновременного подхода двух и более морских судов, возникает проблема размещения авто на складе временного хранения. Это создает потенциальную угрозу простоя морских судов и соответственно задержки таможенного оформления товаров.  Разместить же ввозимые автомобили и запчасти на других СВХ невозможно – эти склады имеют маленькие объемы и не оборудованы портовыми кранами достаточной грузоподъемности для разгрузки автомобильной техники.

    Проблемы есть и у сахалинских таможенников. В настоящее время в регионе деятельности таможни расположены 24 морских пункта пропуска. Все пункты пропуска, кроме одного, были открыты в 50-60-е годы для решения частных, непродолжительных по времени задач и не соответствуют современным требованиям. Перемещение основной массы товаров и транспортных средств через таможенную границу России осуществляется через морские порты Корсаков, Холмск, Невельск, Южно-Курильский, Александровск-Сахалинский, в которых расположены таможенные посты Сахалинской таможни.

    Основные сложности, существующие в пунктах пропуска морских портов Сахалина, связаны с их обустройством, поскольку в настоящее время ни техническое оснащение, ни обустройство морских пунктов пропуска не соответствует требованиям постановления Правительства России от 19 января 1998 №  60 "Об утверждении Положения о пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации". Чтобы модернизировать пункты пропуска в соответствии с указанным постановлением необходимо провести целый комплекс мероприятий. В частности, необходимо провести реконструкцию или строительство современных пассажирских терминалов с комплексом технических средств (для Корсаковского и Холмского портов), построить служебные помещения для размещения таможенных, пограничных и других контролирующих органов в порт-пунктах Южно-Курильский и Александровск-Сахалинский, реконструировать пункт пропуска в порту Невельск, инфраструктура которого была полностью разрушена землетрясением в августе 2007 года и до настоящего времени не восстановлена.

    Организационная роль администраций большинства морских портов Сахалина в вопросах их функционирования также представляет собой существенную проблему. При этом самым сложным из организационных вопросов функционирования морских портов является эффективность деятельности администрации каждого конкретного пункта пропуска.  До настоящего времени практически никаких действий в решении этой проблемы со стороны администраций ряда пунктов пропуска не предпринимается. Чаще всего администрации пунктов пропуска либо самоустраняются от решения вопросов надлежащего обустройства пунктов пропуска и создания условий для полноценной работы государственных контролирующих органов. Либо пытаются перекладывать вину за возникающие сбои, вызванные все той же необустроенностью и слабой организацией деятельности их администраций, на недостатки в работе контролирующих органов. Зачастую органы власти субъектов РФ и администраций пунктов пропуска не решают текущих и перспективных задач, ссылаясь на отнесение данных полномочий к ведению Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации. В итоге простаивают суда в ожидании выгрузки, происходит задержка в оформлении пассажиров, вызванная отсутствием современных пассажирских терминалов.

    Еще одним фактором, влекущим неспособность портов оперативно обрабатывать постоянно растущие объемы грузопотока, является практически полная изношенность погрузо-разгрузочной техники в морских портах Сахалина. Изношенность и нехватка техники в ряде случаев приводит к тому, что морские порты не способны использовать все имеющиеся причалы для обработки судов, в результате срываются графики и очередность оформления судов, затягиваются сроки их погрузки и выгрузки. При этом администрации некоторых морских портов, не предпринимая никаких усилий по модернизации их технического оснащения, увеличения числа эксплуатируемых причальных мощностей, требуют от таможенных и пограничных органов установления круглосуточного режима работы по таможенному оформлению судов, мотивируя это тем, что отсутствие такого режима срывает текущую работу порта, вызывая простой судов, рабочей силы, техники.

    Сложности создают и сами перевозчики, которые, зная графики работы пунктов пропуска, зачастую не учитывают их, создавая скопление судов, ожидающих прохождение пограничных и таможенных формальностей. Подобные ситуации часто возникают в канун выходных и праздничных дней, когда наблюдается массовый подход судов, занятых перевозкой автомобилей, комплектующих к ним, автомобильных запасных частей. При этом перевозчики (судовладельцы), направляясь в иностранные порты, учитывают и строго соблюдают графики их работы. Между тем, единовременный подход большого количества судов с товарами на борту не дает сахалинским портам их своевременно обрабатывать, а складам временного хранения - принять все прибывающие товары. В итоге неразгруженные суда вынуждены простаивать на рейде в ожидании выгрузки. 

    Указанные обстоятельства отрицательно влияют на сроки проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых иностранными и российскими лицами, зачастую приводят к срыву графика оформления судов, а в некоторых случаях создают препятствия в более эффективном осуществлении таможенного контроля.

    Все вышеперечисленные проблемы дальневосточных морских портов давно вышли из категории местных и вызывают серьезную озабоченность не только руководства таможен и Дальневосточного таможенного управления, но и Федеральной таможенной службы России, поскольку не только влияют на качество и скорость проведения таможенного оформления и таможенного контроля, но и  препятствуют созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности, что в свою очередь  отрицательно сказывается  на темпах развития экономики дальневосточного региона в целом.


6 мая 2024

14:52 Россельхознадзор внес 83 морских судна в реестр экспортеров в январе-апреле 2024 года
14:28 Индия за 2023-2024 финансовый год вдвое увеличила импорт российского коксующегося угля
14:07 Головной экскурсионно-прогулочный катамаран проекта «Соммерс» спущен на воду в Санкт-Петербурге
13:56 Грузо-пассажирское движение в пункте пропуска Амурзет на границе с Китаем возобновится с 7 мая
13:31 ТМБ «Юрий Кувыкин» покинула Канонерский судоремонтный завод и направилась в порт Калининград
13:08 Траулер проекта СТ-192 «Капитан Мартынов» приступит к промыслу осенью 2024 года
12:47 Открытие навигации в порту Онега (Архангельская область) перенесено на середину мая
12:15 В рамках реконструкции морского порта Холмск (Сахалинская область) ведется сборка мостового перехода
11:32 Круизные теплоходы в навигацию 2024 года совершат около 160 судозаходов в Удмуртию
11:13 Пассажирская навигация на Амуре по маршруту Хабаровск — Фуюань (КНР) откроется 7 мая
10:57 Танкер «Джаббар Гашимов» ASCO вернулся в эксплуатацию после капремонта
10:35 В Мариупольском морском порту выявлены нарушения требований природоохранного законодательства
10:16 РКО завершило техническое наблюдение за строительством плавучих понтонов проекта 19.ПППМС22-90-00
09:54 ПСЗ «Янтарь» ввел в эксплуатацию новый обрабатывающий центр
09:30 В акватории ООО «Диомидовский рыбный порт» (порт Владивосток) обнаружено загрязнение площадью около 2 кв. км
09:08 Открылась навигация в морском порту Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край)
08:46 HD Hyundai и ABS совместно разработают требования для судов с электрической силовой установкой
08:23 Грузооборот Владморрыбпорта в январе-апреле 2024 года увеличился на 25% — до 1,9 млн тонн
08:00 Пассажироперевозки между Казанью и Ульяновском отменены из-за поломки скоростного теплохода «Метеор»

5 мая 2024

18:13 Пожарное судно и катер будут нести службу в Ростовской области до конца октября 2024 года
14:23 Верфи HD KSOE (Южная Корея) получили два крупных контракта на строительство 6 газовозов
12:28 Международный контейнерный форум «ЕСЭ ASIA – 2024» собрал более 300 участников
10:24 В Балтийске возобновились работы по разминированию затонувшей баржи
09:42 Международный форум «Транспортная логистика Каспийского региона» собрал более 200 участников
08:30 Среди организаций Северо-Запада России состоялся турнир по русскому бильярду
08:00 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения директора Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергея Смирнова!

4 мая 2024

15:30 Навигация-2024 для маломерных судов в Приморском крае начнется 5-6 мая
13:28 Международная конференция «Освоение шельфа России и СНГ-2024» состоится 17 мая 2024 года в Москве
13:03 Китайские корабли повредили филиппинские в Южно-Китайском море с помощью водометов
12:32 Шедший в Россию танкер потерял ход в проливе Дарданеллы (Турция)
08:00 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с днем рождения члена совета Росморречбункера Александра Соболева!

3 мая 2024

19:00 Аварийно-спасательное подразделение ОТЭКО в порту Тамань расширило парк спецтехники
18:51 Одна из российских «дочек» Maersk снова запустила процесс ликвидации
18:46 Врио генерального директора завода «Красное Сормово» избран Борис Петров
18:36 Эстония готовится к потенциальной блокаде Балтийского моря
18:27 DNV: Рост заказов на строительство судов на альтернативном топливе в январе-апреле 2024 года составил 48%
18:04 В иранском МИДе заявили об освобождении членов экипажа захваченного судна MSC Aries
17:45 Итоги недели с ПортНьюс 22 апреля-3 мая
17:32 КМЗ разработал спуско-подъемное устройство для скоростных катеров
17:13 Юридический комитет ИМО подготовил детальный план работы по вопросам автономного судоходства
16:56 Северный ЭО АСР планирует капитальный ремонт спасательного буксира «Микула»
16:34 Четырехпалубный теплоход «Виссарион Белинский» впервые зашел в Уфу
16:17 Россия и Азербайджан утвердили план создания нормативной базы для развития инфраструктуры МТК «Север – Юг»
15:58 Нижегородское ООО «СССР» отгрузило траловый комплекс для малого рыболовного сейнера проекта 04130
15:36 Период ледокольной проводки судов в порту Архангельск закончится 4 мая
15:15 Новый плавучий пирс ПМ-61м1 для Тихоокеанского флота доставят на Камчатку из Приморья
14:54 Порты Маврикия, Мадагаскара и Намибии получили импульс к развитию из-за кризиса в Красном море
14:33 В Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту планируется внести ряд изменений
14:16 Пожар произошел на причале Владивостокского филиала ЧЭМК в бухте Диомид
13:57 Новый рейдовый разъездной катер доставлен на Камчатку морским транспортом КИЛ-168
13:38 Пермская судоверфь спустила на воду несамоходный гидроперегружатель проекта Р166 после ремонта
13:21 Общее ходовое время работы буксира «Ирбис» за 2023 год составило более 3 тыс. часов
12:59 Объем уложенного бетона при строительстве Багаевского гидроузла к маю 2024 год достиг 127 тыс. куб. м
12:42 Предприятие ОСК разработало зонд для диагностики изделий судового машиностроения
12:23 Грузооборот портов Астраханской области в первом квартале 2024 года вырос на 78%
12:06 Погрузка на СКЖД в январе-апреле 2024 года сократилась на 9% — до 17,4 млн тонн
11:47 СМИ: Структура Росатома может получить контроль над КМТП
11:30 Строительство производственного корпуса верфи в порту Корсаков (Сахалин) может начаться в августе 2024 года
11:09 Группа компаний «СММ» произвела модернизацию крана-перегружателя типа STS производства Liebherr
10:48 Грузооборот группы НМТП за 2023 год увеличился на 6% — до 132,3 млн тонн
10:31 Пассажирское сообщение речным транспортом стартовало между Благовещенском (Амурская область) и Хэйхэ (КНР)
10:13 Погрузка на ДВЖД в январе-апреле 2024 года увеличилась на 1% — до 24,8 млн тонн
09:54 «Р-Флот» поставит 6 комплектов рамоподъемных устройств для самоходных земснарядов проекта 93.159А
09:28 Объем рыбного экспорта из Приморья в Китай в январе-апреле 2024 года снизился на 4,7%
09:05 Открыто движение по второму пути на очередном участке железнодорожной линии к порту Ванино
08:43 На линии Усть-Луга — Балтийск железнодорожные паромы перевезли 96,5 тыс. тонн грузов в апреле 2024 года
08:22 MABUX: Спрос на СПГ в Европе достигнет своего пика в 2024 году
08:00 Морские порты России в первом квартале 2024 года: инфографика и аналитика

2 мая 2024

19:00 Чистая прибыль Архангельской РЭБ флота в 2023 году снизилась на 16,8%
18:34 Минобороны не смогло взыскать 840 млн рублей с ПСЗ «Янтарь» из-за затянувшегося ремонта СКР «Неустрашимый»