• 13 апреля 2020 11:34

    Объем инвестиций для начала добычи природного биогаза в Азовском море составляет 10 млн руб. - геофак МГУ

    По оценкам ученых, вся расчетная акватория Азовского моря, где есть илистые отложения, может выделять свыше 90 млрд куб. м метана

    Для начала добычи природного биогаза в акватории Азовского моря необходимы инвестиции - не менее 10 млн руб., сообщила географического факультета МГУ. Ученые географического и химического факультетов МГУ совместно с коллегами из Приазовского государственного технического университета (Украина) более 10 лет изучают илы Азовского моря и вопросы образования из них биогаза.

    Биогаз, полученный из акватории Азовского моря, в ближайшие годы может стать важным региональным альтернативным и возобновляемым источником энергии. Биогаз является одним из видов биотоплива, который образуется в результате разложения органических веществ.

    В Азовском море под воздействием анаэробных бактерий (то есть бактерий, которые получают энергию в условиях отсутствия доступа кислорода) происходит процесс биологического разложения органических илов, что сопровождается, среди прочего, выделением биогаза.

    Образованию биогаза из илов Азовского моря благоприятствуют природные условия: мелководность, хорошая прогреваемость воды, низкая соленость и, как следствие, бурное размножение фитопланктона. А благодаря фильтрации через водную толщу, образующийся газ очищается от вредных примесей (сероводорода и других газов).

    Исследователи установили, что при отборе газа с поверхности воды в тех районах акватории, где море глубже одного метра, содержание метана превышает 90%. При этом содержание углекислого газа составляет менее 10%, а сероводород практически полностью отсутствует.

    «Таким образом, происходит естественная очистка и концентрирование биометана (за счет более высокой растворимости H2S, NH3, CO2, чем СH4) при прохождении через морскую воду. По предварительным оценкам, вся акватория Азовского моря может выделять около 100 млрд куб. м метана в год», — рассказал ведущий научный сотрудник географического факультета МГУ Владимир Мысливец.

    Образованию биогаза способствуют природные условия мелководных заливов Азовского моря. По данным исследований содержание органического вещества в прибрежном иле достигает 7–14% по сравнению с 2–3% вдали от берега. Подпитка газом глубинного происхождения маловероятна. Об этом говорят результаты сравнения данных о химическом составе глубинного и поверхностного газа. По оценкам ученых, вся расчетная акватория Азовского моря, где есть илистые отложения, может выделять свыше 90 млрд куб. м метана за сезон, то есть с апреля по октябрь.

    Несколько лет нерешенным оставался вопрос сбора и использования биогаза как источника энергии. В 2019 году географы и химики МГУ значительно продвинулись в решении этой задачи. На Азовской научно-исследовательской станции (АНИС) ученые разработали принципиальную схему гелиобиоэлектростанции. В ней на входе поступает солнечный свет, который повышает биопродуктивность фитопланктона. Продукты жизнедеятельности фитопланктона перерабатываются микроорганизмами в метан, который затем сжигается для получения электрической энергии.

    Ученые уверены, что при достаточных инвестициях проект добычи природного биогаза в акватории Азовского моря может быть рентабельным. Добыча в этом регионе обусловлена развитой инфраструктурой потребления газа (сеть газозаправочных станций и бытового потребления), что позволит получать прибыль без дополнительных издержек на транспортировку.

    Для строительства гелиобиоэлектростанции и включения биогаза из илистых отложений Азовского моря в альтернативный энергобаланс, по оценкам исследователей, требуется не менее 10 млн руб. на первом этапе с перспективой дальнейшего масштабирования морской биометановой технологии. Эта технология существенно удешевляет получение метана в сравнении с традиционными биогазовыми установками (метантенками) и приближает стоимость биометана к природному газу на месте его получения.

    Таким образом, при наличии инвестиций в проект, уже в 2020 году ученые могут создать постояннодействующую морскую платформу по переработке донного ила и макрофитовых водорослей в биометан. Вне зависимости от того, будут инвестиции или нет, в текущем году исследователи соберут водоросли с пляжей и продолжат изучение процессов заиливания Азовского моря.

    «Что касается биогаза в Азовском море, ученые свою работу в основном сделали. Теперь дело за бизнесом. Надо рискнуть и создать опытную установку, — уверен Владимир Мысливец. — Нужны технические головы и руки, но знакомые с морем. Погода, волнение, утилизация биогаза — возникнет масса технических вопросов. Но тогда и стоимость газа точнее определится, и районы добычи обрисуются. Дело стоит того, чтобы им заняться».

    Азовское море является самым мелководным морем в мире. Его максимальная глубина составляет 14 м, средняя глубина — около 6 м. Это самое континентальное море планеты. Оно обменивается водами только с Черным морем через Керченский пролив, что объясняет низкую соленость воды - в среднем около 11,5 промилле. Такие физико-химические условия вызывают бурное размножение фитопланктона («цветение воды»), которое ежегодно наблюдается в Азовском море, и которое является основным поставщиком органического вещества в донные осадки.


9 мая 2024

11:08 В порту Бердянск отремонтировали и запустили зерновой терминал
10:22 В морском порту Находка ликвидировано возгорание спецтехники
10:09 Российско-китайский товарооборот в январе-апреле 2024 года вырос на 4,7%
09:52 Прокуратура проводит проверку по факту падения рабочего при строительстве порта «Лавна»
08:15 Ассоциация морских торговых портов поздравляет с юбилеем Николая Пинчука!
08:00 ИАА «ПортНьюс» поздравляет с юбилеем президента Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Александра Зайцева!
07:45 АСОП поздравляет с юбилеем Виктора Тюхтия!

8 мая 2024

19:00 Барк «Крузенштерн» в навигацию 2024 года выполнит три рейса
18:47 QatarEnergy передаст Nakilat в долгосрочный фрахт девять крупнотоннажных СПГ-танкеров
18:39 На территории морского порта Петропавловск-Камчатский горит ангар
18:26 ClassNK: В мире лишь 3% действующих судов используют альтернативное топливо
18:03 Конференция «Транспортные технологии: Пересекая временные границы» пройдет 17 мая в Москве
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс: 6-8 мая 2024 года
17:29 Андрей Белоусов: Пропускная способность транспортных коридоров к 2030 году превысит 1,4 млрд тонн
17:14 Сергей Шишкарев предложил создать Союз контейнерных операторов России
16:58 Грузооборот порта Лиепая (Латвия) за январь-апрель 2024 года снизился на 1,2%
16:41 Четвертое в серии СПК «Комета 120М» проекта 23160 вышло на ходовые испытания
16:33 В акватории порта Махачкала планируется ремонтное дноуглубление в объеме 731 тыс. куб. м
16:16 Более десяти рейсов по СМП из портов Китая в Архангельск запланированы на 2024 год
15:59 Маломерное судно столкнулось с баржей на реке Енисей в Красноярске
15:38 Первое СПК «Валдай» поступит в Саратовскую область в конце августа ‒ начале сентября 2024 года
15:14 Из российских портов Балтийского моря с начала 2024 года отгружено 10 судов с экспортным зерном
14:26 СПК «Валдай» выйдут на маршруты в Самарской области в конце мая ‒ начале июня
14:00 Медиа-группа «ПортНьюс» поздравляет с Днем Победы!
13:07 Чистый убыток Холмского морского торгового порта в январе-марте 2024 года составил 26,5 млн рублей
12:34 Российский агроэкспорт должен достичь $55,65 млрд к 2030 году для исполнения нового «майского указа»
12:16 Sitronics KT оснастила радионавигационным оборудованием речное пассажирское судно «Иния»
11:54 Плавучий док «Сухона» проекта 02122 построят на класс РС
11:28 Экспорт зерна через морпорты Ростовской области в апреле 2024 года составил более 600 тыс. тонн
11:10 Росморпорт планирует ремонтное дноуглубление в акватории морского порта Оля
10:49 Глава FESCO Андрей Северилов возглавил комитет по транспорту Российско-Китайского делового совета
10:31 РКО продолжает наблюдение за строительством колесного теплохода проекта ПКС-180 «Аурум»
10:13 Балтзавод начал швартовные испытания атомного ледокола проекта 22220 «Якутия»
09:52 Расширены границы четырех ТОР на Дальнем Востоке и в Арктической зоне
09:35 Правительство РФ разработает план развития транспортной инфраструктуры на период до 2036 года
09:17 При строительстве угольного терминала «Лавна» в порту Мурманск произошел несчастный случай
08:58 Из порта Санкт-Петербург в Бангладеш отправят оборудование для АЭС «Руппур»
08:39 Доля российских высокотехнологичных товаров на основе собственных разработок должна возрасти в 1,5 раза к 2030 году
08:21 Опубликована деловая программа «Морского конгресса — Дальний Восток»
08:00 Владимир Путин поручил увеличить к 2030 году перевозки по транспортным коридорам в 1,5 раза

7 мая 2024

19:00 Чистая прибыль ICTSI в первом квартале 2024 года выросла на 36% — до $210 млн
18:38 «Флот РТ» возобновит перевозки пассажиров между Казанью и Ульяновском с 17 мая
18:23 Пропуск грузов и пассажиров через пункт Нижнеленинское — Тунцзян (КНР) в навигацию 2024 года откроется 11 мая
17:52 Перевозки контейнеров на сети РЖД в январе-апреле 2024 года увеличились на 9,4%
17:28 СУДС Владивосток прошла переосвидетельствование
17:01 ЮЦСС строит первые пять блоков плавдока проекта 24012 для Северной верфи
16:44 Выручка ПАО «Астраханский порт» за 2023 год выросла в 2,3 раза — до 584,4 млн рублей
16:23 Два круизных лайнера проекта А45-90.2 спустят на воду летом 2024 года
16:04 Грузооборот порта Хамина-Котка (Финляндия) за январь-апрель 2024 года снизился на 23%
15:39 Движение судов по Босфору временно приостановлено в обоих направлениях
14:56 Сроки сдачи МФАСС проекта MPSV06M «Певек» перенесены на 2026 год
14:42 Движение грузов через смешанный пункт пропуска Поярково на границе с Китаем возобновится с 10 мая
14:21 Подготовлен проект приказа о расширении пределов пункта пропуска на терминале «Новорослесэкспорт»
13:58 Патрульный корабль «Виктор Великий» и МРК «Тайфун» спущены на воду в Зеленодольске
13:36 Подход первых судов в порт Николаевск-на-Амуре со стороны моря в навигацию 2024 года ожидается 20-22 мая
13:14 Баржа-площадка «БМС-4103» проекта 81102 прошла освидетельствование РКО на Пермской судоверфи
12:52 Правительство РФ утвердило Правила аттестации экспертов в области безопасности гидротехнических сооружений
12:31 Благовещенский СЗОР намерен увеличить производство продукции судостроения в 2024 году на 38%
12:05 Через Астраханский морской пункт пропуска в Иран экспортировано 63,8 тыс. тонн кормовой продукции
11:56 На Туапсинском балкерном терминале НТК восстановлена электрохимическая защита свай причала 6А
11:13 Камское речное пароходство за январь-март 2024 года получило 1,1 млн рублей чистого убытка
10:44 Росморпорт выделит до 1,5 млрд рублей на строительство защитных сооружений в морской части ВКМСК
10:23 Из Махачкалинского порта в Иран в апреле 2024 года экспортировано 48 тыс. тонн зерна
09:58 РБК: ОСК готовится продать часть непрофильных активов до 2027 года
09:15 АО «Транснефть — Урал» подготовило флот к навигации-2024
08:53 Навигация для маломерных судов в Кемерове откроется 31 мая 2024 года
08:29 ВНИРО капитально отремонтирует сейнер-траулер проекта 6285 «Ахтарец»
08:00 Логистический оператор ПЭК запустил мультимодальную доставку грузов из Таиланда в Россию

6 мая 2024

19:00 РС подготовил ряд предложений по таможенному регулированию в ЕАЭС
18:42 В реконструкцию железнодорожных путей паромного комплекса в Балтийске вложат до 426,8 млн рублей