• 30 октября 2019 17:57

    Стратегия развития Арктической зоны РФ должна быть документом прямого действия – сенатор Александр Акимов

    Комитет Совета Федерации (СФ) по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и комитет СФ по экономической политике организовали парламентские слушания на тему «О ходе подготовки проекта Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года». Провел мероприятие председатель Совета по Арктике и Антарктике при СФ, заместитель председателя комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Акимов. Об этом сообщает пресс-служба СФ.

    По словам сенатора, Совет Федерации как палата регионов приветствует тот факт, что при разработке Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года учитываются позиции субъектов Федерации. «Хорошо зарекомендовал себя механизм стратегических сессий, в ходе которых на местах обсуждаются предложения в проект Стратегии. Это позволит в кратчайшие сроки сформировать очень содержательный, сбалансированный документ и представить его к 1 декабря 2019 года в соответствии с поручением главы государства».

    Александр Акимов отметил, что учет мнений и рекомендаций всех заинтересованных сторон позволит Стратегии стать документом прямого действия, содержащим конкретные меры социально-экономического развития Арктического макрорегиона, сохранения его уникальной природной экосистемы.

    Парламентарий считает важным включить в Стратегию положение по разработке и принятию законодательного акта, закрепляющего статус Арктической зоны РФ в качестве объекта государственного регулирования.

    Александр Акимов подчеркнул, что Стратегия не является обособленным документом. Она призвана стать частью системы стратегического планирования страны. Ее положения должны быть связаны в первую очередь с национальными проектами и другими стратегическими документами.

    Вместе с тем, по словам сенатора, необходимо учитывать, что в Арктике развитие экономики, прежде всего, ориентировано на добычу и использование природных ресурсов и на обеспечение функционирования Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике. Экономическая деятельность в Арктике должна стать максимально привлекательной для инвесторов, а для этого следует предусмотреть ряд преференций. Также важно предусмотреть механизмы расширения участия хозяйствующих субъектов в социально-экономическом развитии Арктики.

    Александр Акимов отметил, что помимо экономических вопросов, Стратегия должна содержать мощный социальный раздел, посвященный конкретным целям и задачам. Важно найти оптимальные решения по повышению качества жизни населения с учетом особых географических и климатических условий Арктики.

    Среди основных направлений работы, добавил законодатель, должны быть подготовка и закрепление на данных территориях востребованных на арктическом рынке труда квалифицированных кадров, а также расширение системы целевого обучения. Это задача, прежде всего, региональных органов власти, работодателей и вузов.
    Парламентарий назвал несырьевым драйвером развития экономики Арктического региона — его историко-культурное наследие, в том числе уникальные памятники деревянного зодчества.

    Александр Акимов считает, что реализация хозяйственных проектов не должна вестись в ущерб экологической безопасности.

    Заместитель Министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков отметил, что в феврале 2019 г. ведомству были переданы полномочия по социально-экономическому развитию Арктической зоны.

    «Новая арктическая стратегия России – это система документов, которая включает Федеральный закон об особом экономическом режиме в Арктике, где впервые на законодательном уровне будет установлено понятие «Арктической зоны» и особой системы управления ее развитием», — сказал он.

    Александр Крутиков подчеркнул, что Стратегия готовится с широким участием регионов, экспертов, научного сообщества, гражданского общества. «В каждом регионе состоялись очные обсуждения. Завтра мы завершаем серию таких обсуждений проведением мероприятия в Анадыре».

    По итогам обсуждения председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов заявил, что обсуждаемые вопросы имеют ключевое значение для развития Арктической зоны России. «Стратегическое значение этого региона особо важно при развернувшейся конкурентной борьбе разных стран за влияние в Арктике. Считаем, что необходимо применить комплексный подход в решении проблем устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации», — указал сенатор.

    По его словам, Стратегия развития Арктической зоны до 2035 г. должна обозначить причины и основания реализации особой государственной политики в Арктике, базовые цели и национальные приоритеты. Ключевое направление, по которому необходимо прорабатывать Стратегию – это стимулирование экономического роста Арктического региона.

    В вопросах охраны природы Арктики у России имеются международные обязательства, которые также требуют применения в ее отношении особой экологической политики, подчеркнул Андрей Кутепов.

    Сенатор отметил, что, по оценкам экспертов, в Арктике располагается около 30 процентов неразведанных мировых запасов нефти и 15% неразведанных мировых запасов газа, а начальные суммарные извлекаемые ресурсы составляют 80 млрд тонн нефтяного эквивалента. «Сейчас работа по освоению и разработке месторождений углеводородного сырья, идёт путем реализации точечных инвестиционных проектов, поэтому особую актуальность приобретает оценка региональных эффектов от их деятельности». Кроме этого, в Арктике обнаружены запасы платины, алмазов, золота и других, в том числе стратегических, металлов. Многие месторождения здесь уникальны, сказал Андрей Кутепов.

    Сенатор подчеркнул, что в бизнес-моделях арктических проектов, которые планируется запускать в Арктической зоне РФ, необходимо учитывать изменение климата.

    По его словам, горнодобывающая промышленность – это локомотив освоения Арктики, потому что в Арктической зоне России, помимо нефти и газа, имеется много месторождений полезных ископаемых на всем побережье, на протяжении всего Северного морского пути. Рост добычи ресурсов требует развития транспортно-логистических маршрутов, коридоров, инфраструктуры и развития сервиса.

    Андрей Кутепов указал, что реализация крупных инвестпроектов создаст совершенно иные условия для развития Северного морского пути и потребует его круглогодичной загрузки. Таким образом, будет сформирован долгосрочный заказ на танкерный и ледокольный флот. При этом он заметил, что ведение малого и среднего бизнеса в Арктическом регионе имеет свои особенности, которые должны учитываться и на уровне региона, и на уровне выстраивания государственной политики. «Отдельного внимания и индивидуального подхода требуют арктические моногорода, для которых малый и средний бизнес – один из способов решения проблем занятости и развития экономики».

    Эффективное освоение Арктической зоны России, подчеркнул Андрей Кутепов, требует поддержки. Роль государства в Арктике должна быть системной. Исключительную важность имеет создание привлекательных для инвестиций условий. «Необходимо выстроить общую модель поддержки инвестиций, сформировать систему налоговых преференций и обеспечения гарантированной стабильности этих проектов на весь период их жизнедеятельности», — сказал Андрей Кутепов.

    В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова, заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов, представители законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, общественных организаций и экспертного сообщества.


5 ноября 2024

13:59 МПКС «Гавриил Романович Державин» пришвартовалось на речном вокзале в Самаре
13:39 Адмиралтейские верфи обеспечены заказами на ближайшие 10 лет
13:26 Водным транспортом из Татарстана за январь‒октябрь 2024 года на экспорт отправлено 410 тыс. тонн зерна
12:32 Работу шлюзов №№ 1‒19 Беломорканала в навигацию 2024 года продлили до 11 ноября
11:58 В рамках реконструкции Городецкого гидроузла демонтирована надводная часть нижней причальной стенки шлюза № 15
11:46 Краболов проекта CCa5712LS «Капитан Фирсов» отправлен в Санкт-Петербург для достройки
11:27 Мнение: МАНС станут особенно эффективны при реализации «умных» портов
10:59 Из порта Новороссийск в Египет доставили оборудование для АЭС «Эль-Дабаа»
10:43 Субсидии на строительство краболовов на дальневосточных верфях в 2024 году сокращены до 1,9 млрд рублей
10:31 Погрузка на ДВЖД в январе-октябре 2024 года выросла на 2,4% — до 63,2 млн тонн
10:13 Контейнерооборот ВМТП в октябре 2024 года увеличился на 18,5% ‒ до 83,6 тыс. TEU
09:47 Китайская Hudong-Zhonghua Shipbuilding получила заказы на строительство 12 контейнеровозов вместимостью 13,6 тыс. TEU
09:25 Окская судоверфь отправила на ходовые испытания краболов-процессор проекта ССа 5712P «Капитан Сковпен»
09:03 Нефтепорт Козьмино (Приморье) провел плановое пожарное учение на объекте береговых и причальных сооружений
08:36 ASCO в 2024–2027 годах выведет из эксплуатации 65 устаревших и неэффективных судов общим дедвейтом 26 595 тонн
08:08 «Малый порт» (Находка) в октябре 2024 года обработал 23 судна класса Panamax
08:00 Речным транспортом в мягких контейнерах производства НТП за навигацию-2024 перевезут около 140 тыс. тонн цемента

4 ноября 2024

15:51 США смягчили санкции для ряда российских банков
15:36 Стартовала 22-я Спартакиада имени Л.А. Бочкова в Находке
13:10 ОПЕК+ продлила действие добровольных сокращений добычи нефти до конца декабря 2024 года
12:40 Прокуратура организовала проверку по факту намотки сетей на винт у танкера в Беринговом море
12:16 В США заявили о строительстве в Китае необычного авианосца
12:04 Транспортная прокуратура потребовала устранить нарушения при эксплуатации причала в Ивановской области

3 ноября 2024

13:50 Завешается 33-я Международная Геленджикская регата
10:30 Теплоход «Патриа» вернется на маршрут Санкт-Петербург — Калининград 5 ноября
09:56 Из Санкт-Петербурга стартовала 70-я Российская антарктическая экспедиция
09:34 В порту Корсаков началась разгрузка судна «САСКО Алдан»
09:18 Правительство освободило от экспортных пошлин филе минтая и мороженную иваси

2 ноября 2024

17:00 Итоги рабочей недели с ПортНьюс: 28 октября - 2 ноября 2024 года
16:27 Навигация 2024 года в пункте пропуска Покровка (РФ) — Жаохэ (КНР) завершится 10 ноября
16:06 Находкинский МТП для более эффективной работы с контейнерами произвел рокировку кранов
15:43 Погрузка на СКЖД в январе‒октябре 2024 года сократилась на 9,6% — до 44,5 млн тонн
15:24 Сценарий развития завода «Красное Сормово» предусматривает выход на постройку до 20 сухогрузов в год
15:12 Фрегат «Адмирал Головко» вышел из Североморска в первый дальний поход
14:51 Настенная карта судоремонтной отрасли уже отправлена в 12 регионов России
14:30 Малое пассажирское круизное судно «Гавриил Романович Державин» отправилось к месту приписки в Самару
14:08 Навигация-2024 на морском терминале Беломорск порта Онега (Архангельская область) закроется 15 ноября
13:46 Рабочая группа ЕЭК приняла проект поправок к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях
13:19 Maersk: Риски для судоходства в Красном море сохранятся и в следующем году
13:05 Приморский Россельхознадзор за 10 месяцев 2024 года обследовал 228 морских судов для включения в реестр экспортеров
12:44 Беспилотник промониторил работы по утилизации сухогруза Xing Yuan на Сахалине
12:26 Обстановочные суда проекта 3050.1А «Стерх» и «Чибис» передадут заказчику в конце ноября 2024 года
12:07 В рамках развития Мурманского транспортного узла завершен первый этап реконструкции станции Кандалакша
11:48 Минтранс Пермского края оценивает грузовую базу для создания перегрузочного комплекса в речном порту
11:31 Администрация «Амурводпуть» в межнавигационный период 2024‒2025 годов отремонтирует 14 судов технического флота
11:12 Компания «Экоторг М» оптимизировала маршрут доставки шпунтов из КНР в Россию
10:53 Объявлены сведения о глубинах и проходных осадках судов в порту Анадырь (Чукотка)
10:37 Аукцион на нефтегазовый участок Тосси-море (Охотское море) состоится до конца 2024 года
10:15 Юрий Саввин возглавил дирекцию по логистике и управлению коммерческой цепочкой поставок ОТЭКО
10:08 Нижегородская область подала заявку на включение в ОЭЗ «Кулибин» участка в городе Бор на берегу Волги
09:28 Число рейсов пассажирских судов на Волго-Балте в навигацию 2024 года выросло на 4,7% — до 3044
09:04 Николай Патрушев оценил оснащение Черноморского флота
08:42 ДВЖД увеличили отправки контейнеров с припортовых станций и терминалов Дальнего Востока до 120,1 тыс. TEU в октябре 2024 года
08:21 Енисейское речное пароходство завершило навигацию 2024 года на Таймыре
08:00 Навигация-2024 в морском порту Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край) завершится 15 ноября

1 ноября 2024

19:00 Водный транспорт в навигацию 2024 года увеличил количество судозаходов в Санкт-Петербург на 97%
18:22 Группа «Норебо» запустила первую очередь терминала «Ударник» в Мурманской области
17:53 На конференции «Нефтегазшельф-2024» обсудили обеспечение проектов на нефтегазовом шельфе
17:19 СПК «Метеор 2020» осуществило пробный рейс из Казани в Самару
16:52 Паромы завершат навигацию 2024 года в пункте пропуска Нижнеленинское — Тунцзян (КНР) 2 ноября
16:22 Член экипажа танкера «Порт Оля-4» эвакуирован Морспасслужбой для оказания медицинской помощи
15:43 В Обязательные постановления в порту Зарубино (Приморье) внесены изменения
15:25 Южнокорейская верфь SHI построит для африканского судовладельца 4 танкера типа Suezmax
15:11 Опубликован проект постановления правительства РФ о защите объектов транспортной инфраструктуры от БПЛА
14:54 Навигация 2024 года в морском порту Охотск (Хабаровский край) закроется 14 ноября
14:18 Контейнерооборот портов Китая за январь–сентябрь 2024 года вырос на 7,7% — до почти 250 млн TEU
14:06 Экспорт рыбопродукции с Камчатки в январе‒октябре 2024 года составил 88 тыс. тонн
13:47 Россия и Норвегия установили общий допустимый улов на 2025 год в Северо-восточной Атлантике
13:19 Закрытие навигации в морском порту Нарьян-Мар (НАО) назначено на 9 ноября 2024 года
12:12 Судно «САСКО Алдан» прибыло в порт Корсаков (Сахалин) в рамках субсидируемого рейса по СМП