Кольский залив можно очистить от затонувших судов за пять лет, если решить проблему статуса «бесхозного» объекта. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом в ходе IX международного форума «Экология» в Москве рассказал заместитель губернатора Мурманской области Евгений Никора.
«Очистке акватории Кольского залива от затонувших судов мешает неопределенность источников финансирования и правовая недосказанность в части обоснования и ответственности за проведение работ», - сказал он.
Вице-губернатор напомнил, что в 2017 году в рамках трёхстороннего соглашения между Минприроды России, правительством области и ВНИИ «Экология» были реализованы мероприятия по подъёму металлоконструкций на северо-западном берегу Кольского залива в губе Ретинская (больших размеров понтон и судовой двигатель массой около 50 тонн).
Очисткой акватории Кольского залива с 2016 года на основании договора с ФГУП «ВНИИ Экология» занимается ФГУП «РосРАО». Было проведено обследование акватории, в результате которого обнаружено 102 затонувших объекта. Из них 12 объектов обладают повышенной опасностью для судоходства и включены в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведет Минприроды. Два объекта из этого списка были подняты в 2017 году. Самый опасный в экологическом отношении объект, остающийся под водой, – это затонувшее в начале 1990-х годов судно «Териберка», на борту которого предположительно находится порядка 50 тонн судового топлива.
По словам Евгения Никоры, на федеральном уровне не определены источники финансирования мероприятий по очистке Кольского залива от затонувших судов и конструкций, а региональный бюджет необходимых средств на проведение данных работ не имеет. Кроме того, за счет средств федерального бюджета могут быть подняты только бесхозные объекты, но на федеральном уровне не определен ответственный исполнитель за обращение в суд с заявлением о признании затопленного имущества бесхозным, установление собственников и организацию мероприятий по его подъему.
«Данный вопрос должен быть решен на более высоком уровне. И в этом случае мы бы смогли решить проблему с затонувшими судами в ближайшие пять лет», – отметил докладчик.