Коллектив Морского Инженерного Бюро поздравляет «Северо-Западное пароходство» с 95-летним юбилеем предприятия.
В новейшей истории отечественного водного транспорта, с 90-х годов «Северо-Западное пароходство» (СЗП) было лидером в модернизации существующего флота судов река-море плавания (суда типа «Омский», типа «Сибирский», типа «Волжский», типа «Волго-Дон», типа СТ).
Мы искренне рады, что в этой грандиозной работе есть небольшая доля и нашей помощи пароходству.
Достаточно вспомнить модернизацию судов проекта 05074М на класс РС КМ L4 R2-RSN. В основу проекта переоборудования была заложена идея применения высоких (3,5 м с учетом существующих) непрерывных продольных комингсов люков, которые позволили за счет существенного увеличения высоты сечения одновременно увеличить стандарт общей прочности корпуса судна (на 56%), вместимость трюмов и грузоподъемность судна в соответствии с требованиями Международной Конвенции о грузовой марке. При этом ранее наиболее нагруженные и выработавшие свой усталостный ресурс элементы - существующие комингсы и прежняя верхняя палуба оказались в зоне, близкой к нейтральной оси эквивалентного бруса и, по сути, были исключены из общего изгиба корпуса, что позволило их сохранить в составе корпуса судна. Рост момента инерции высокого поперечного сечения без увеличения толщин днища позволил увеличить момент сопротивления днища на 42%.
Для улучшения мореходных качеств была увеличена на 1,7 м высота надстройки бака. Кроме того, была выполнена зашивка бортов в районе кормовой оконечности, тем самым образована полноценная надстройка юта.
Конвенционный дедвейт судна в море увеличился с 4350 тонн до 6067 тонн (т.е. на 1717 тонны или на 39%), объем грузовых трюмов - с 6441 куб. м до 9404 куб. м (т.е. на 2963 куб. м или на 46%).
Модернизированные сухогрузы типа «Волжский» получили технико-экономические показатели, существенно превышающие возможности судна до модернизации, что позволило их эффективно эксплуатироваться в условиях смешанных река-море и морских перевозок.
Именно с их характеристиками как с эталоном сравнивают новые сухогрузы.
В 2009 году рабочая группа холдинга UCL и СЗП после длительных дискуссий сформулировала требования к перспективному сухогрузному судну смешанного река-море плавания для пароходства, предназначенному для перевозки генеральных, навалочных, лесных, зерновых и крупногабаритных грузов, опасных грузов классов 1.4S, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8, 9 МК МПОГ и Приложения В Кодекса ВС в Каспийском море, а также в Средиземном, Черном, Балтийском, Белом, Северном морях, включая рейсы вокруг Европы и в Ирландское море зимой.
Так был создан новый проект RSD49, который по классификации, принятой в Морском Инженерном Бюро, относится к судам «Волго-Дон Макс» класса (с длинным вторым трюмом для перевозки проектных негабаритных грузов).
«Волго-Дон Макс» является одним из наиболее популярных классов судов смешанного плавания.
Главной «фишкой» концепта был большой средний трюм длиной 52 м, который позволили перевозить в прямых рейсах Европа - Каспий негабаритные проектные грузы, что существенно влияло на совокупный финансовый результат работы судна. Так появилась серия судов проекта RSD49 типа «Нева-Лидер». Построено 11 судов, из них для холдинга семь (в 2012-2013 годах).
Британское Королевское общество корабельных инженеров (RINA - Royal Institution of Naval Architects) в Significant Ships of 2012 включило головное судно проекта RSD49 «Нева-Лидер-1».
Проект RSD49 Северо-Западного пароходства стал стандартом нового поколения сухогрузных судов смешанного река-море плавания.
Десять новых судов «коастеров» проекта DCV36 Северо-Западного пароходства (построены в 2011-2012 годах) предназначены для морских перевозок генеральных и навалочных грузов, включая 20-ти и 40-футовые контейнеры международного стандарта высотой до 9,5 футов (в том числе часть из них рефконтейнеры), металла, зерна, леса, угля, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, опасных грузов классов 1.4S, 2, 3, 4, 5, 6.1, 8, 9 и Приложения В Кодекса ВС. Габаритная длина судна 89,96 м, расчетная длина 84,89 м, ширина 14,5 м, высота борта 7,5 м, осадка по ЛГВЛ - 6,40 м, дедвейт при этой осадке 5039 тонн.
Единственный трюм выполнен в ящичной форме, гладкостенный, удобный для проведения грузовых работ и размещения груза без штивки. Размеры грузового трюма 60 х 11,5 х 9,20 м, что гарантирует размещение трех ярусов контейнеров высотой до 9,5 футов, а также обеспечивает возможность перевозки крупногабаритных нестандартных грузовых мест. Объем грузового трюма составляет 6230 куб. м. Второе дно рассчитано на интенсивность распределенной нагрузки 14 т/м кв.
Принципиальным отличием работы «коастеров» от судов смешанного плавания является их интенсивная эксплуатация именно в морских условиях, относительно большая осадка по ЛГВЛ, неограниченный район плавания, а также то, что при расчетной длине до 85 м наибольший дедвейт «коастеров» не превышает, как правило, 4,5 тыс. тонн при вместимости грузового трюма около 200 тыс. кубофутов и валовой вместимости до 3 тыс. ед.
Обычно такие суда имеют дедвейт 4500 тонн и меньше, DCV36 - 5000 тонн и это при ледовой категории по Финско-Шведским Правилам 1В (Ice 3 по Правилам РС), что крайне редко делалось для отечественных сухогрузов река-море и ограниченных районов плавания.
Морское Инженерное Бюро желает своим соратникам дальнейших успехов в сложном деле обновления отечественного флота.
Северо-Западное пароходство в январе 2018 года отмечает 95 лет со дня основания >>>>