• 22 августа 2017 12:46

    В ГТЛК состоялась стратегическая сессия по определению рыночной стратегии развития компании на рынке водного транспорта

    В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) состоялась стратегическая сессия по определению рыночной стратегии развития компании на рынке водного транспорта. Как сообщает пресс-служба Морского Инженерного Бюро, сессия была организована Институтом экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (директор Михаил Блинкин) с привлечением экспертов отрасли, ведущих специалистов ГТЛК, Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, Центра экономики транспорта, Высшей школы урбанистики им. А.А.Высоковского, Российской палаты судоходства.

    ГТЛК - одна из ведущих организаций на рынке лизинговых услуг России, общий объем инвестиций которой в транспортную отрасль России за период 2009-2016 годы составил более 300 млрд руб., из них в водный транспорт - более 47 млрд руб. Только в 2016 году ГТЛК заключила договоры лизинга на поставку 18 судов, в основном сухогрузов, танкеров и танкеров-химовозов, а также комбинированных танкеров - сухогрузов смешанного река-море плавания.

    Подавляющее большинство российских коммерческих заказчиков проявляет интерес к лизингу именно грузовых судов смешанного река-море плавания, поэтому для формирования стратегии компании необходимо достоверно представлять потребность российского рынка в таких объектах - сухогрузных, нефтеналивных, комбинированных судах и судах-химовозах смешанного (река-море) плавания.

    На заседании с докладом «Потребность в грузовых судах для водного транспорта РФ» выступил профессор, доктор технических наук, генеральный директор Морского Инженерного Бюро Геннадий Егоров.

    Доклад был выполнен на основе специального исследования Морского Инженерного Бюро и ЦНИИ морского флота (генеральный директор Сергей Буянов) «Анализ рынка водного транспорта России», выполненного по заказу ГТЛК.

    Было показано, что водный транспорт России, в который входят, в том числе суда смешанного река-море плавания и ограниченных районов плавания в силу особых путевых условий сильно отличается от мирового флота.

    По сути, суда, которые интересуют российских заказчиков, это суда, привязанные по своим размерам к габаритам внутренних водных путей (например, «Волго-Дон максы» - танкеры проектов RST25, RST27, RST27M, сухогрузы проектов RSD49, RSD59, RSD62, комбинированные суда проекта RST54) либо к мелководью портов Азовского и Каспийского морей (проект RSD32M).

    Парадокс состоит в том, что на открытом морском рынке этим судам делать нечего (они не смогут быть конкурентоспособными с судами существенно большего размера - хендисайзами, панамаксами, суэцмаксами, кэпсайзами) - это эффект размера (5-7 тысяч тонн против 50-300 тыс. тонн груза). Но и, наоборот, на мировом рынке нет морских судов, которые могли бы «заместить» суда смешанного река-море флота.

    Для сведений, и речные суда из Европы тоже не могут быть конкурентоспособными на водном рынке России - опять же из-за эффекта размера (у них типовая грузоподъемность европейского судна смешанного река-море плавания 1700-2500 тонн против наших 5000-7000 тонн), а европейские суда ограниченных морских районов плавания имеют дедвейты около 4500 тонн при осадке 5-6 м (предел наших портов на Азовском и Каспийском море - 4,5 м).

    Именно в этом и состоит особенность флота большинства постсоветских компаний.

    Рынок водного транспорта отечественных клиентов, которым нужны RST25, RST27, RST27M, RSD49, RSD59, RSD62, RST54, RSD32M, а также некоторые особые типы судов, начиная с рейдовых накопителей и заканчивая паромами под российские терминалы с их малыми глубинами и ледовой обстановкой.

    В целом же, для сохранения уже перевозимого объема сухих грузов на реке и прибрежных перевозок, потребуется построить до 2020 года около 130-140 новых сухогрузных судов «Волго Дон макс» класса (проекты RSD49, RSD44 и их аналоги, сухогрузные вариант RST27), 60-80 новых сухогрузных барж, 20-30 буксиров-толкачей в европейской части.

    Общая потребность в танкерах «Волго-Дон макс» класса смешанного река-море плавания оценивается минимум в 100 единиц.

    Из исследованных 2195 построенных с 1956 по 1999 годы судов самоходных смешанного, внутреннего и ограниченного морского плавания самых известных серий на сегодня списано 812 судов (37%). Потеряно в катастрофах 98 (12%) со средним возрастом 29,7 года. Утилизировано 714 со средним возрастом сдачи на металлом 35,2 года, причем 342 (48%) при этом имели флаг не России.

    Работает 1179 единиц со средним возрастом 37,5 лет (из них с флагом России - 948).

    В отстое 204 судна со средним возрастом 40,6 года.

    Поэтому через 5-10 лет вполне объективно будут списаны более 50% эксплуатируемого в настоящее время флота, что приведет к обвалу объемов перевозок на водном транспорте.

    Основными критериями грядущего массового списания судов внутреннего и смешанного река-море плавания в РФ являются:

    - крайний физический износ;
    - моральное старение, в том числе по экологическим требованиям и по характеристикам самого судна;
    - большие капиталовложения в поддержание должного технического состояния судов для прохождения классификационного освидетельствования Регистром (документы действуют в течение 5 лет при условии ежегодного подтверждения). В результате затраты на ремонт и подтверждение классификационных документов не окупаются в течение 4-5 лет на тех направлениях и грузах, где работает судно, т.е. ремонт и подтверждение класса экономически нецелесообразно;
    - в случае, когда дальнейшая эксплуатация судна угрожает безопасности судоходства и связана с высокими рисками аварии;
    - в случае, когда рост эксплуатационных затрат, связанных с поддержанием судов в рабочем состоянии (топливо, масло, запчасти, материалы, страхование и др.), делает его дальнейшую эксплуатацию нерентабельной.

    По результатам анализа списания по отдельным проектам судов смешанного плавания можно сделать вывод о трех моделях списания, характерных для отечественных судов смешанного плавания:

    - классическое списание (1 модель), при которой значительная часть судов серии списывается при достижении судами максимального допустимого расчетного срока эксплуатации, как правило, 25-30 лет, а оставшиеся в эксплуатации суда списываются по фактическому состоянию (по убывающей);
    - списание из-за морального старения (2 модель), при которой значительная часть судов серии списывается при наступлении определенных внешних экономических обстоятельств (обвал рынка, потеря экономики в работе судна, несоответствие судна конъюнктуре рынка). При этом средний возраст списаний судов серии может и не достигать расчетного эксплуатационного срока (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191), а может быть и значительно выше (суда типа «Волго-Балт» проекта 2-95A/R);
    - списание по совокупности причин (3 модель), при которой суда серии списываются постепенно в зависимости от достижения допустимого расчетного срока эксплуатации, режимов эксплуатации и судовладельца.

    Списание из-за морального старения характерно для судов смешанного плавания, строившихся в своё время под определенные задачи, которые потеряли сейчас актуальность или «выпавших» из рынка судов - «трехтысячников» (суда типа «СТ» проектов 19620, Р-168, 191, 037, типа "Волго-Балт" проекта 2-95A/R, проектов 326, 326.1 типа «СТК», проекта 1570 типа «Нефтерудовоз», проектов 285, 289, 787 типа «Ладога», проектов 1810двт, 1814двт типа «Морской», проектов Д-080, Д-080М типа «Славутич», проекта 1557 типа «Сормовский»).

    Классическое списание характерно для судов смешанного плавания, работающих / работавших преимущественно на реке (например, проекты 21-88, 21-89 типа «Калининград», проект 576 типа «Шестая пятилетка»), а также исключительно в морских районах (проект 566 типа «Олег Кошевой» (1 серия), проект 1588 типа «Василий Шукшин», проект 1572 типа «Кишинев»).

    Усредненное списание характерно для судов смешанного плавания, которые являются актуальными и сегодня, но списываются по ряду причин - техническое состояние, аварии, банкротство судовладельца и т.п. (суда проектов 781, 781э, 613, 620 типа «Балтийский», проектов 550, 558, 550А, 1577 типа «Волгонефть», проектов Р-77, 621 типа «Ленанефть», проектов 507А, Б, 1565 типа «Волго-Дон», проекта 05074 типа «Волжский», проектов 1743, 1743.1 типа «Омский», проектов 292, 0225 типа «Сибирский», проектов 19610, 1961 типа «Волга»). При этом многие из таких судов могут потерять актуальность в будущем, и модель списания будет соответствовать второй. К примеру, танкеры, не соответствующие Правилам МАРПОЛ, с 2018 года или суда, не дооборудованные системой обработки балластных вод в соответствии с Балластной конвенцией BWM 2004.

    Прогнозировать выбытие судов смешанного река-море плавания можно в целом для всего флота, но это будет очень грубой оценкой, так как зависимости выбытия для судов различных проектов значительно отличаются друг от друга.

    Прогноз - на 2020 год будет в работе примерно 835 судов, на 2025 год - примерно 362 самоходных грузовых судна классических серий, построенных до 2000 года.

    Таким образом, к 2022 году можно ожидать существенное снижение предложения флота судов смешанного река-море и ограниченного морского плавания и соответственно рост ставок на перевозки грузов, примерно в два раза, что вполне обоснованно позволяет финансировать постройку новых судов этого типа сейчас.


19 декабря 2018

14:27 «НОВАТЭК» и SACE подписали меморандум о стратегическом сотрудничестве в рамках СПГ-проектов
14:13 ЗАО «СММ» произвело и установило на ОИС «Академик Александров» судовые электрогидравлические краны
13:59 Компания «В.Ф. Танкер» вошла в состав Волжского пароходства
13:46 Росгеология изучила перспективы нефтегазоносности западной части Берингова моря
13:29 WEG и Praxis будут партнерами консорциума Damen Saab в тендере на строительство корветов для ВМС Бразилии
13:15 «Ростерминалуголь» подвел итоги экологического марафона 2018 года
12:58 «Порт Ванино» проводит тендер на доковый ремонт обслуживающего судна «Капитан Сидоров»
12:44 Морская линия Ванино - Холмск открывается после циклона
12:27 Объем перевозок по ВВП России в 2019 году снизится на 3% - до 115 млн тонн - прогноз
12:13 Опубликован обзор ЕСИМО о текущей обстановке в океанах и морях
11:56 Судзавод «Лотос» заложил две баржи-площадки проекта 7512 для «Морспасслужбы»
11:42 ВГК завершила строительство пункта пропуска морских судов в порту Шахтерск (Сахалин)
11:26 Количество ледокольных проводок в восточной части Финского залива за сутки 18-19 декабря 2018 года составило 7 ед.
11:11 ВСК установила в порту Находка (Приморье) анализаторы пыли и точку метеорологического контроля
10:58 Вылов российских рыбопромышленников по итогам года превысит 5 млн тонн - Илья Шестаков
10:43 Правительство РФ поручило проработать вопрос о строительстве четырех ледоколов на газомоторном топливе
10:27 Цена нефти Brent увеличилась на 0,2% - до $56,37, Light выросла на 0,04% - до $46,64 за баррель
10:14 В состав ВМФ РФ в 2019 году планируется ввести 12 кораблей, две подлодки и 12 судов обеспечения
09:55 На базе Кольской флотилии создана Арктическая экспедиционная группировка
09:41 Опасные гидрометеорологические явления наблюдаются в Азовском, Баренцевом морях и Тихом океане
09:25 Shell Oman и Port Duqm договорились развивать бункеровочные мощности в развивающемся оманском порту
09:11 Индекс стоимости фрахта Baltic Dry 18 декабря составил 1395 пунктов
08:54 Судно «Кузьма Минин» встало на рейд порта Фалмут после снятия с мели
08:39 Новый танкер-метаноловоз оператора Proman Shipping получил имя Castara
08:18 Опубликован аналитический обзор рынка фрахта MOL на декабрь 2018 года (документ)
08:00 Опубликован проект изменений в госпрограмму развития судостроения на 2013-2030 годы (документы)

18 декабря 2018

19:00 Грузооборот портов Китая за 11 месяцев 2018 года вырос на 4,3% - до 8,47 млрд тонн
18:41 Uniper SE и Mitsui O.S.K. Lines достигли соглашения о создании регазификационной установки в порту Вильгельмсхафен
18:18 Внесены изменения в Порядок сдачи в аренду имущества морских портов (документ)
17:55 На базе «Ивана Грена» могут создать десантный корабль водоизмещением до 14 тыс. тонн - гендиректор ПСЗ «Янтарь»
17:41 В Якутии функционируют пять ледовых переправ
17:25 Разведывательный корабль ВМФ Великобритании вошел в Черное море
17:12 Международный пункт пропуска маломерных судов могут открыть в порту Выборг к началу навигации 2019 года
16:59 Краснодарский край представит на форуме в Сочи проект Южного экспортно-импортного хаба, включающего 9 портов
16:46 В Якутии капитан-механик пассажирского теплохода за работу в состоянии алкогольного опьянения оштрафован на 100 тыс. руб.
16:31 Выборгский судзавод передал заказчику ледокольное судно обеспечения проекта IBSV01 «Андрей Вилькицкий»
16:16 Утверждены правила предоставления субсидии на осуществление морских скоростных пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне
15:57 Прокуратура добилась погашения задолженности по зарплате в объеме более 15 млн руб. в ООО «Сочиморстрой»
15:45 Ростех создает новую навигационную систему для российских водных путей
15:28 «РЖД» снизит тарифы на экспортные перевозки дизельного топлива, мазута, черных металлов и зерновых грузов в 2019-2020 годах
15:13 ПАО «Новошип» направит 1,24 млрд руб. на выплату дивидендов по результатам 9 месяцев 2018 года
14:56 «РЖД Логистика» организовала мульмодальную перевозку дизель-генераторов с Балтийской АЭС на Ленинградскую АЭС-2
14:44 Норвежские специалисты СУДС обсудили в Мурманске эксплуатацию системы судовых сообщений в Баренцевом море
14:27 Председателем Совета директоров АО «ЕРП» избран Олег Шпагин
14:12 Экипаж фрегата «Адмирал Григорович» ЧФ провел плановое учение по борьбе за живучесть
13:55 Ледоколы ФГУП «Росморпорт» с начала навигации 2018-2019 годов обеспечили проход 680 судов
13:42 Российское судно «Кузьма Минин» село на мель у берегов Британии
13:24 В прибрежных акваториях Берингова моря и Тихого океана объявлено штормовое предупреждение
13:11 Группа СКФ привлекла долгосрочное финансирование в объеме $264 млн
12:59 Спасательный катер-бонопостановщик «Капитан Барабаш» принят на службу в порту Находка
12:45 «Аттис Энтерпрайс» создал экологический фонд «Находка»
12:31 АМПУ и «Белтопэнерго» договорились о восстановлении речного судоходства между Украиной и Республикой Беларусь
12:15 Опубликован обзор ЕСИМО о текущей обстановке в океанах и морях
11:57 В порту Москальво (Сахалин) введены ледовые ограничения
11:44 Судовладельца теплохода RIO (флаг Того), сидящего на мели в границах порта Новороссийск, обязали обеспечить жизнь и здоровье экипажа судна
11:26 Цена на бункерное топливо в портах Дальнего Востока остается стабильной (график)
11:13 Количество ледокольных проводок в восточной части Финского залива за сутки 17-18 декабря 2018 года составило 3 ед.
10:58 В Астраханской области разработают дорожную карту по исполнению поручения президента РФ по социально-экономическому развитию региона
10:43 На территории контейнерного терминала АО «Владивостокский МТП» погиб человек
10:28 В порту Находка (Приморье) потушен пожар в машинном отделении рейдового катера «Агат»