Перевозки угля на экспортных направлениях РФ по итогам января-июня 2017 года увеличились на 16,4% - до 94,8 млн тонн (аналитика)
Перевозки угля на российских экспортных направлениях по итогам января-июня 2017 года увеличились на 16,4% в сравнении с соответствующим периодом 2016 года - до 94,8 млн тонн. По данным железнодорожной статистики, наибольший объем перевозок экспортного угля осуществляется в адрес дальневосточных портов и погранпереходов.
В первом полугодии 2017 года, по данным Росстата, добыча угля в России выросла на 7,3% (или на 13,6 млн тонн), составив 199,4 млн тонн. При этом предприятия Кузбасса, на долю которых приходится до 60% добычи российского угля, увеличили добычу на 10% до 118,3 млн тонн. Наибольший рост добычи отмечался у компании «СУЭК-Кузбасс» (+1,8 млн тонн) и «Разрез Кийзасский» (УК «ВостокУголь») (+1,7 млн тонн).
Несмотря на ремонтные работы, проводимые ОАО «РЖД» на сети железных дорог, перевозки угля на российских экспортных направлениях по итогам января-июня 2017 года увеличились на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 94,8 млн тонн. Наибольший объем перевозок экспортного угля осуществляется в адрес Дальневосточных портов и погранпереходов. Данное направление является перспективным благодаря устойчивому спросу на высококачественный российский уголь на рынке стран АТР, где росту экспорта угля в том числе способствуют сохраняющиеся на приемлемом для отечественных экспортеров мировые цены, а также введенный правительством КНР запрет на импорт угля из Северной Кореи, способствовавший увеличению спроса на уголь из России со стороны китайских потребителей.
Несмотря на пик железнодорожных ремонтных работ, пришедшийся на июнь 2017 года, перевозки угля в указанном месяце выросли на 5,5% за счёт увеличения грузопотока в направлении сухопутных погранпереходов: в адрес станции Гродеково на 50%, Камышовой на 54% и в 3,3 раза в адрес станции Хасан.
Перевозки угля выросли не только в экспортных направлениях, но и в целом на сети РЖД. За 6 месяцев 2017 года перевезено 177,3 млн тонн (+9,4% к аналогичному периоду 2016 года).
Экспорт российского угля через морские порты РФ за январь-июнь 2017 года составил 75,2 млн тонн (+16,2% к аналогичному периоду 2016 года). Из них экспорт угля через порты Северо-Запада составил 26 млн тонн (+27%), через порты Азово-Черноморского бассейна – 6 млн тонн (+36%), через порты Дальнего Востока - 43,2 млн тонн (+8%). Поставки угля через пограничные переходы со странами Восточной Европы выросли на 5% до 9 млн тонн, через погранпереходы с КНР на 120% до 3 млн тонн, через погранпереход Хасан на 96% до 1,4 млн тонн.
Согласно приведенным цифрам, угольная отрасль России на сегодняшней день является одним из динамично развивающихся секторов отечественной экономики. По прогнозу Министра энергетики РФ Александра Новака, «добыча угля в РФ к 2035 году может составить 435 млн тонн, экспорт возрастет на 20%.
Реализация планов ОАО «РЖД» по модернизации БАМа и Транссиба будет способствовать дальнейшему наращиванию экспортного потенциала транспортного коридора между Россией и странами АТР, включая экспорт российского угля. По мнению президента РФ Владимира Путина, инвестиционная программа Дальнего Востока должна быть сопряжена с развитием транспортного кластера региона, прежде всего БАМа и Транссиба. По утвержденному 3 года назад проекту пропускная способность этих магистралей к 2020 году должна вырасти на 66 млн тонн. Из них более 30 млн тонн должны приходиться на грузоотправителей Дальнего Востока.