Украинская судоходная компания «Укрречфлот» являлась предыдущим владельцем сухогруза «Герои Арсенала» (проект «Волго-Балт 2-95А/R», флаг Панама). Как стало известно ИАА «ПортНьюс», сухогруз, требующий значительного дорогостоящего ремонта, был продан примерно четыре года назад украинской компанией турецкому пароходству Gunes shipping. По неподтвержденной информации, турецкий судовладелец ремонт сухогруза «Герои Арсенала» в требуемом объеме не произвел. Судно по настоящее время находится в классе регистра судоходства Украины.
По оценкам экспертов, проблемы с «возрастным» флотом подобного класса «река-море» возникают достаточно часто при достижении судном возраста около 30 лет. Хотя предельный срок эксплуатации таких судов достигает 45 лет, затраты на ремонт «возрастных» судов зачастую приводят судовладельцев к решению о продаже такого судна. Если судно не списывают на металлолом, то его новый владелец продолжает эксплуатацию зачастую без ремонта.
Об этой проблеме ранее говорил профессор Геннадий Егоров, выступая 25 января 2017 года в Общественной палате РФ на слушаниях «О мерах по выполнению решения заседания Президиума Госсовета по вопросу развития внутренних водных путей в части разработки мер по обеспечению долгосрочной господдержки строительства в РФ гражданских судов»: «Выявлена принципиально важная тенденция - старые суда смешанного река-море плавания утилизируются уже вне юрисдикции России, т.е. в силу ужесточения требований РС и РРР к ним, эксплуатировать с флагом России не выгодно, поэтому их продают иностранным судовладельцам (как правило, турецким) со сменой флага и класса на менее требовательный, при этом работать эти суда продолжают на той же грузовой базе, что и раньше (т.е. с южных портов России). Фактически их новые владельцы «добивают» в течении некоторого времени и потом сдают на металлолом. Уже имея иные флаги и классы, такие суда попадают в различные происшествия, включая катастрофы, собственно, потери по авариям во многом связаны именно с подобным «серым» способом эксплуатации. Обычный анализ не дает увидеть подобное завершение «карьеры» судов смешанного плавания. Фактический возраст списания судов смешанного плавания - около 45-50 лет. При этом около 10% судов к этому возрасту теряют в катастрофах».
Он привел пример, что из 73 «Волго-Балтов» проекта 2-95 первых серий постройки Чехословакии списаны 44 (10% - 7 судов потеряны в катастрофах, утилизировано в XXI веке 51% - 37 судов, до 2000 года - 1 судно). В эксплуатации 27 судов средним возрастом 46,4 года, причем только 9 - с флагом России.
Напомним, судно «Герои Арсенала» вышло из российского порта Азов 18 апреля 2017 года с грузом зерна 3,5 тыс. тонн. В порту Азов судно прошло портконтроль. Капитан судна до момента крушения не сообщал о каких-либо неполадках.
Напомним, в настоящее время в акватории Черного моря проводится комплекс мероприятий по поиску и спасению членов экипажа судна «Герои Арсенала», которое, находясь в 14 морских миль от берега, передало сигнал «SOS».
Был найден и поднят на борт судна «Армада Навигатор» один пострадавший в спасательном жилете с признаками сильного переохлаждения, еще четверо обнаружены в воде.
К спасательной операции также привлечена авиация МЧС России: в 06:57 мск из г. Ростов-на-Дону вылетел вертолет с тремя спасателями на борту, которые осуществляют поиск с воздуха. Эта работа осложняется неблагоприятными погодными условиями – сильный юго-западный ветер порывами до 20 м/с, а также волнение моря составляет до 4 баллов.
По уточненным данным, на борту судна находились 12 членов экипажа, среди них девять граждан Украины, двое граждан Российской Федерации и один гражданин Грузии.
Ссылки по теме:
Турецкий 37-летний сухогруз «Герои Арсенала» раскололся на две части >>>>
К месту крушения сухогруза «Герои Арсенала» в Черном море направлен подводный аппарат «Фалькон» >>>>
СК РФ возбудил уголовное дело по факту крушения в акватории Черного моря сухогруза «Герои Арсенала» >>>>
Сухогруз «Герои Арсенала» потерпел крушение в Черном море >>>>