В ПАО «Амурский судостроительный завод» (Комсомольск-на-Амуре, входит в ОСК) 22 июля 2015 года состоялась закладка многоцелевого сторожевого корабля ближней морской зоны (корвет) проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» (заводской строительный № 2103). Об этом сообщает пресс-служба завода.
Это уже третий корабль в серии корветов, строящихся на Амурском судостроительном заводе.
Торжественное мероприятие состоялось в одном из строительных доков стапельного цеха. В митинге, состоявшемся прямо у строительных лесов, участвовали губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, заместитель командующего Тихоокеанским флотом, представители правительства Хабаровского края и администрации г. Комсомольск-на-Амуре, министерства обороны России и ВМФ; министерств и ведомств, а также представители АО «ОСК»; АО «ЦМКБ «Алмаз».
«Символично, что закладка нового корабля для Тихоокеанского флота состоялась накануне празднования Дня Военно-морского флота России. Именно Амурский судостроительный завод по сей день остаётся основной базой на Дальнем Востоке по строительству боевых кораблей для Тихоокеанского флота», - отмечается в сообщении.
Почетными гостями мероприятия стали мать и сестра Героя Российской Федерации матроса срочной службы Алдара Цыденжапова, чьим именем назван новый корвет.
Многоцелевой сторожевой корабль (корвет) проекта 20380 предназначен для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесение ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады. Это многоцелевой сторожевой корабль, располагающий уникальными техническими параметрами и составом вооружения для проведения операций в открытом море.
Корвет проекта 20380 имеет водоизмещение 1,8 тыс. тонн, длину более 100 м, развивает скорость до 27 узлов, дальность автономного плавания около 4 тыс. миль, экипаж — 99 человек.
Корабль имеет стальной гладкопалубный корпус и надстройку, выполненную из многослойных композиционных материалов с учетом требований технологии «стелс». Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на предельной скорости примерно на 25%.
Основу вооружения составляет противокорабельный ракетный комплекс «Уран», зенитно-ракетный комплекс «Редут», артиллерийские комплексы. Корабль имеет современное радиолокационное, радиоэлектронное и противолодочное вооружение. В состав авиагруппы входит вертолет Ка-27 ПЛ.
Алдар Цыденжапов родился 4 августа 1991 года в поселке Агинское Агинского района Бурятско-Агинского автономного округа Забайкальского края. В ноябре 2009 года был призван на военную службу и проходил ее на Тихоокеанском флоте. Служил матросом на эскадренном миноносце «Быстрый». 24 сентября 2010 года эскадренный миноносец «Быстрый» находился в двухчасовой готовности к выходу в море для выполнения поставленных задач, с введенной в действие носовой машинно-котельной установкой и главным котлом корабля. Неожиданно произошло возгорание топлива на средней площадке носового машинно-котельного отделения, была объявлена аварийная тревога и начат экстренный вывод носовой машинно-котельной установки из работы.
Матрос Алдар Цыденжапов, исполняя обязанности вахтенного на питании главного котла, проявил мужество и отвагу при исполнении воинского долга и предотвратил ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле. Во многом благодаря именно Алдару был спасен от возможной гибели экипаж в составе около 300 человек. 28 сентября 2010 года Алдар Цыденжапов скончался от полученных ожогов. Указом Президента Российской Федерации от 16 ноября 2010 года матросу Цыденжапову Алдару Баторовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Алдар Цыденжапов стал первым в России Героем-моряком, совершившим подвиг на надводном корабле в мирное время.
ПАО «Амурский судостроительный завод» (г. Комсомольск-на-Амуре) – крупнейшее судостроительное предприятие на Дальнем Востоке, введено в строй в 1936 году. Завод обладает необходимыми производственными мощностями и технологиями для строительства кораблей и судов военного и гражданского назначения водоизмещением до 25 тыс. тонн. Отличительной особенностью завода по сравнению с другими предприятиями судостроения является то, что стапеля находятся в закрытых эллингах.