На «Зеленодольском заводе имени А.М. Горького» (Республика Татарстан) 15 июня 2015 года состоялась закладка первого серийного пограничного сторожевого корабля проекта 22100. Об этом ИАА «ПортНьюс» сообщили на судостроительном предприятии.
Пограничный сторожевой корабль (ПСКр) нового поколения разработки АО «ЦМКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург) — первый корабль такого типа, спроектированный в новейшей истории России полностью по требованиям Пограничной службы ФСБ России.
Корабль является многофункциональным, обладает высоким боевым потенциалом и способен участвовать в полномасштабных спасательных операциях. По совокупности технических характеристик (скорость – 21 узел, ледовый класс, дальность плавания – до 12 тыс. миль, автономность – 60 суток) корабль не имеет аналогов. Пограничные сторожевые корабли этого типа должны прийти на смену ПСКр проектов 1135П и 97П.
Главная задача ПСКр проекта 22100 — охрана исключительной экономической зоны Российской Федерации. Также предполагается участие в аварийно-спасательных операциях по поиску и спасению с поверхности воды экипажей и пассажиров, терпящих бедствие летательных аппаратов, а также кораблей, катеров и иных плавсредств; оказание помощи по тушению пожаров на судах, буксировке и сопровождению аварийных судов в места укрытия; обеспечение действий подразделений специального назначения ФСБ России по борьбе с терроризмом и пиратством, пресечении контрабанды, незаконного оборота наркотических средств, незаконной миграции.
Район плавания корабля – неограниченный. Предполагаемые районы применения: Северо-западная часть Тихого океана, арктические и неарктические замерзающие моря Российской Федерации с учетом условий эксплуатации судов категории Arc4 по Правилам классификации и постройки судов Российского морского регистра судоходства. «Броня» ПСКр позволит крушить 80-сантиметровые ледовые перемычки между полыньями. Закрытые бак и корма позволят новому кораблю избегать обледенения. Современная энергетическая установка обеспечивает ему значительную дальность плавания.
Вооружение корабля включает автоматическую артиллерийскую установку калибра 76,2 мм и крупнокалиберные пулеметы. В корме размещается вертолетная площадка и ангар для вертолета типа Ка-27. Предусмотрено устройство для спуска на воду и подъема бортовых досмотровых катеров на ходу корабля. ПСКр оснащается новейшими электронными системами слежения.
Как сообщалось ранее, по заказу Береговой охраны Пограничной службы ФСБ России завод построил головной корабль этого проект, получивший имя «Полярная Звезда», церемония закладки которого состоялась 30 мая 2012 года, спуск на воду - 21 мая 2014 года. В настоящее время корабль проходит заводские ходовые испытания в акватории Балтийского моря, его передача заказчику запланирована на 2015 год.
Торжественная церемония подписания государственных контрактов на строительство двух серийных кораблей проекта 22100 состоялась на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» 24 апреля 2015 года. Заказанные по новому контракту корабли станут второй и третьей единицами проекта 22100 и будут поставлены пограничникам Заполярья в 2019 году. Общая стоимость контрактов составляет более 17 млрд руб.
ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького» специализируется на строительстве военных кораблей и пассажирских скоростных судов. Управляет предприятием ООО «Холдинговая компания «Ак Барс».