Указание начальника Центральной энергетической таможни (ЦЭТ) Павла Стрельникова (копия соответствующей телетайпограммы от 22.08.2013 имеется в распоряжении ИАА «ПортНьюс») относительно места проведения таможенных операций в отношении товаров, декларируемых в качестве припасов (в том числе, бункерного топлива), направленного в адрес начальников всех энергетических таможенных постов России, по оценочному суждению участников рынка, высказанному ИАА «ПортНьюс», поставило под угрозу бункеровку морских танкеров в порту Усть-Луга (Ленинградская область). Так, по их мнению, из указания Стрельникова следует, что при наличии в порту специализированного нефтетерминала, бункеровка может осуществляться только у его причальной стенки.
Как сообщили в беседе с ИАА «ПортНьюс» крупные участники российского бункровочного рынка, все танкеры, заходящие в порт Усть-Луга, в настоящее время бункеруются на внутреннем рейде порта (якорная стоянка №11) в соответствии с Технологической схемой организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных морского пункта пропуска морского порта Усть-Луга.
Новое указание главы ЦЭТ, как говорят участники рынка, предписывает проводить бункеровку у причалов действующих в порту нефтеналивных терминалов. На сегодняшний день, в порту Усть-Луга действуют специализированные терминалы Комплекса нефтеналивных грузов ОАО «Роснефтьбункер», ООО «Новатэк – Усть-Луга» и, в экспериментальном режиме, ООО «Сибур-Портэнерго». Все они на запросы участников рынка ответили, что считают невозможным проведение бункеровочных операций у своих причалов в связи с отсутствием необходимого технологического оборудования или невозможностью постановки судов к причалам вторым бортом.
Согласно оценочному мнению представителей ряда крупных российских бункеровочных компаний, опрошенных ИАА «ПортНьюс», бункеровка танкеров, которые составляют большую часть судозаходов в порт Усть-Луга, в результате будет остановлена. Это, в свою очередь, негативно скажется на привлекательности крупного российского порта, отказывающего судам в предоставлении основной сервисной услуги – бункеровки морских танкеров.
Собеседники ИАА «ПортНьюс» в крупных российских бункеровочных компаниях высказали мнение, что данная мера ЦЭТ может быть выгодной ООО «Транснефть-Сервис» и связанным с ним коммерческим структурам.
На сегодняшний день в составе ЦЭТ функционируют 9 энергетических таможенных постов (Московский, Межрегиональный, Южный, Северный, Северо – Западный, Калининградский, Кавказский, Дальневосточный и Астраханский), созданных в пяти различных федеральных округах Российской Федерации.