ООО «Порт Сочи Имеретинский» направило в Арбитражный суд Краснодарского края иск к государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию Сочи как горноклиматического курорта (госкорпорация «Олимпстрой») о взыскании убытков, вызванных невыполнением «Олимпстроем» взятых на себя обязательств по обеспечению грузопотока для коммерческой эксплуатации порта. Об этом сообщил представитель порта.
При запуске строительства порта «Олимпстрой» и АНО «Транспортная дирекция Олимпийских игр» декларировали планы по грузопотоку для порта на уровне 14 млн тонн грузов. Однако с апреля 2010 года по март 2013 года совокупный грузооборот порта составил чуть более 3 млн тонн, говорится в сообщении.
«Олимпстрой», как следует из ее пресс-релиза от 17 августа 2010 года, рассматривала морской транспорт как основной способ перевозки негабаритных конструкций, оборудования, щебня, гравия, песка и цемента для строительства олимпийских объектов, а порт – как основной перевалочный пункт. Исходя из истории предшествующих отношений, предполагалось, что уже после ввода в эксплуатацию 1-й очереди строительства, порт будет гарантированно загружен в интересах олимпийской стройки на 2 млн тонн в год, иначе возникает вопрос - с какой целью частного инвестора обязали строить нерентабельный порт за счет привлеченных кредитных средств, поясняется в сообщении.
Коммерческий интерес ООО «Порт Сочи Имеретинский» заключался в строительстве марины для яхт, а не грузового порта для обеспечения временных нужд олимпийской стройки. С учетом строительства еще двух грузовых районов порта Сочи на 10 млн тонн в год для города и всего Краснодарского края мощности грузового порта Сочи Имеретинский являются излишними. Однако «Порт Сочи Имеретинский» был лишен возможности обеспечивать собственные коммерческие интересы и ограничен только грузопотоком, генерируемым «Олимпстроем» для олимпийской стройки.
«Порт Сочи Имеретинский» вел строительство как на собственные, так и заемные средства. В момент заключения кредитного соглашения с «Банком развития и внешнеэкономической деятельности» («Внешэкономбанк») стороны согласовали возвращение кредита за счет доходов от эксплуатации порта с учетом запланированного грузопотока на олимпийские объекты. Необеспечение «Олимпстроем» надлежащего грузопотока при действовавшем запрете на ведение иной деятельности в порту, которая позволила бы получать выручку и направлять ее на погашение кредита, а также невозможность запланированного перепрофилирования объекта в яхтенную марину, являются основанием для подачи иска с целью взыскания убытков в размере более 4 млрд руб., возникших в этой связи у ООО «Порт Сочи Имеретинский», говорится в сообщении стивидора.
Ранее стало известно о том, что компания «Базовый Элемент» продает свою долю в ООО «Порт Сочи Имеретинский» для частичного погашения долга перед «Внешэкономбаном». На пакет акций претендуют международная компания Astra Marinas Group и яхтенный оператор Azimut Russia— Royal Yacht Club. После окончания Олимпиады в Сочи планируется, что инвесторы погасят кредит, который госбанк выдал на строительство порта. ВЭБ рекомендует передать контроль над портом «Олимпстрою».
Напомним, «Базовый элемент» завершил строительство грузового порта «Имеретинский» в июле 2012 года. Проектная мощность порта составляет 5 млн тонн грузов в год, а максимальная глубина у причалов и в акватории - 9,2 м. Инвестиции в строительство порта составили 6 млрд руб. Основное назначение порта связано с доставкой грузов для строительства олимпийских объектов для Зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году. Заказчиком строительства является ООО «Порт Сочи Имеретинский». Эксплуатацию грузового порта осуществляет ООО «Имеретинская стивидорная компания». Обе компании входят в бизнес-группу «Базовый элемент». Генподрядчиком инвестиционной части проекта является ЗАО «Инжтрансстрой», входящее в «ПСК Трансстрой».
Перепрофилирование грузового порта в марину для яхт планировалось начать после Зимних олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Проектная вместимость марины составит 600-700 стояночных мест.