Решение вопроса ускорения оформления грузов в морских портах требует компетенции правительства Российской Федерации. Как передал корреспондент ИАА «ПортНьюс», об этом заместитель министра транспорта России Виктор Олерский сообщил в ходе совещания по проблемным вопросам оформления грузов в портах, состоявшемся в Санкт-Петербурге с участием представителей государственных контролирующих органов (ГКО), участников рынка и общественных организаций. Замминистра намерен выступить с инициативой о проведении отдельного правительственного совещания компетентных ГКО по рассмотрению мер ускорения процедур оформления контейнеров в морских портах. Вынесение данного вопроса на уровень правительства связано с тем, что он находится вне зоны компетенции какого-либо одного министерства.
По мнению Виктора Олерского, одной из главных мер для ускорения оформления грузов в морских портах должна стать унификация электронно-цифровой подписи (ЭЦП), которая позволяет подавать документы в ГКО в электронном виде. «ЭЦП, хотя и кажется мелочью, на самом деле позволяет сэкономить почти половину времени, которое тратится на оформление груза», - уверен Виктор Олерский.
По мнению, высказанному в ходе совещания в Санкт-Петербурге заместителем руководителя Федеральной таможенной службы России (ФТС) Русланом Давыдовым, единый аккредитационный центр ЭЦП должно создать Минкомсвязи. По крайней мере, все ГКО должны иметь возможность использования ЭЦП друг друга, что избавит участников рынка от необходимости оформлять ЭЦП в каждом ведомстве отдельно, - отметил Руслан Давыдов.
Кроме того, по мнению Виктора Олерского, имеет смысл рассмотреть возможность введения нормативов по срокам предоставления коносаментов, а также обязать участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) пройти аккредитацию для работы в системе удаленной передачи сведений Роспотребнадзора «Граница». Как выяснилось в ходе совещания, такая возможность предоставляется Роспотребнадзором с ноября 2012 года, однако из-за плохой информированности участников рынка ею пока воспользовалось лишь 27 участников ВЭД из порядка 10 тыс. предприятий в зоне ответственности Балтийской таможни. Между тем, система «Граница» позволяет сэкономить время на поездках в офис ведомства, расположенный на Васильевском острове Санкт-Петербурга.
Кроме того, на совещании рассматривались вопросы предварительного информирования и декларирования. Участники совещания пришли к выводу, что пока бизнес не готов к введению обязательного предварительного информирования. Это связано также с тем, что в Большой порт Санкт-Петербург контейнеры прибывают короткими фидерными линиями, что не дает достаточного времени для формирования всей необходимой документации.
В ходе совещания была приведена статистика, в соответствии с которой среднее время оформления импортной контейнерной товарной партии в морских портах России составляет 4-5 дней, что соответствует показателям иностранных портов прибалтийских государств. «37 суток на оформление в наших портах - это миф, - сказал Виктор Олерский. - Такое может происходить только из-за нерадивого отношения к своему бизнесу самих участников рынка».
На совещании также выяснилось, что участникам рынка зачастую самим выгодно держать контейнеры в порту несколько суток, т. к. некоторые терминалы предоставляют до 10 суток бесплатного хранения. По словам представителей стивидорных компаний, это делается для повышения их привлекательности и конкурентоспособности перед портами сопредельных государств.