Судоходное сообщество РФ считает преждевременным назначать Балтийское море районом контроля выбросов окислов азота
В Российском морском регистре судоходства (РС, Санкт-Петербург) по инициативе Министерства транспорта Российской Федерации при содействии Министерства природных ресурсов Российской Федерации состоялась конференция «Экология судоходства на Балтике: в поисках разумного компромисса». Конференция была организована ИАА «ПортНьюс» в рамках проекта «Российское судоходство в Год охраны окружающей среды, объявленный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации (от 10 августа 2012 г. №1157), а также в преддверии ежегодной 34-й Сессии ХЕЛКОМ (5-6 марта, г. Хельсинки, Финляндия). Одним из основных вопросов Конференции стало обсуждение возможного назначения Балтийского моря районом контроля выбросов окислов азота с судов (NECA).
В Хельсинки 4 марта 2013 года по предложению российской стороны состоится Конференция заинтересованных сторон ХЕЛКОМ на тему: «Балтийское море - район NECA». Накануне Российское морское сообщество, включая представителей судоходных компаний, портовых властей и производителей судового оборудования, собралось для выработки консолидированной позиции, которая будет озвучена российской стороной в Хельсинки на Конференции ХЕЛКОМ.
В соответствии положениями Конвенции МАРПОЛ статус района NECA предполагает, что все суда, построенные после 1 января 2016 года и эксплуатируемые в таком районе, должны иметь дизельные установки, отвечающие стандартам Уровня III. По мнению участников, в настоящее время решение о назначении Балтики районом NECA является преждевременным и недостаточно проработанным. Существующие сегодня технологии не только не позволяют без ущерба для экономической эффективности судоходства реализовать на практике требования NECA, но и в ряде случаев технически не позволяют в полной мере снизить выбросы NOx.
В ходе обсуждения экспертами были отмечены недостатки существующей технологии селективного каталитического восстановления NOx аммиаком: недостаточная эффективность процесса при работе судов в зонах интенсивного судоходства, дополнительный выброс в атмосферу СО2 и возможность передозировки аммиака при работе дизелей на неустановившихся режимах. Вновь построенные суда, оборудованные реакторами с SCR-процессом, будут менее конкурентоспособными по причине увеличения стоимости строительства и повышенных эксплуатационных расходов. Кроме того, улучшение экологической обстановки может наступить не ранее чем через 20 лет, так как требование Конвенции МАРПОЛ распространяется только на вновь построенные суда.
Делегаты также обратили внимание на отсутствие инфраструктуры для заправки судов раствором мочевины и утилизации выработавших ресурс катализаторов, а также на то, что до настоящего времени результаты проведенного ИМО обзора состояния технических разработок в области осуществления стандартов Уровня III не опубликованы.
Участники конференции пришли к выводу, что обсуждение вопроса о назначении Балтийского моря районом контроля выбросов окислов азота необходимо отложить до появления более совершенных технологий и инфраструктуры. Делегаты конференции констатировали, что при введении новых требований по охране окружающей среды должен быть найден баланс между безопасностью, экономикой и техническими возможностями.
В ходе Конференции также обсуждался вопрос вступления в силу c 2015 года требований по содержанию серы в судовом топливе в зоне SECA (район контроля выбросов окислов серы с судов). Участники отметили, что соблюдение столь низкого уровня содержания серы в топливе может привести, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, к значительному росту цен на такие виды топлива и его дефициту. Также это может оказать негативное влияние на конкурентоспособность рынка прибрежного судоходства по сравнению с другими видами транспорта, переключения части грузопотоков на автомобильный транспорт. Кроме того, уже доказано, что при производстве такого топлива многократно возрастают выбросы парниковых газов. Таким образом, улучшая экологическую ситуацию в зоне SECA, в отдаленных внутриконтинентальных и густонаселенных районах планеты экологическая обстановка многократно ухудшится.
В ходе конференции также обсуждалось предстоящее вступление в силу требований Международной конвенции о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими 2004 года, в частности выполнение судами с 2016 г. соответствия установленному стандарту качества сбрасываемых балластных вод.
Делегаты конференции констатировали, что экологическая безопасность судоходства складывается из множества факторов и требует со стороны всех участников процесса согласованных мер, направленных на обеспечение эксплуатационной безопасности судов, предупреждение аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды.
Российский морской регистр судоходства прикладывает все усилия для сведения к минимуму отрицательного воздействия морского транспорта на окружающую среду. Его важнейшей задачей является содействие безопасной эксплуатации судов и плавучих сооружений, охране человеческой жизни на море, сохранности перевозимых грузов и предотвращению загрязнения окружающей среды. Для решения поставленных задач РС разрабатывает и постоянно актуализирует правила и руководства, в которые включены все самые современные международные требования в области судостроения и судоходства.
РС разработаны дополнительные требования по контролю и ограничению эксплуатационных выбросов в атмосферу и сбросов в море с судов, направленные на предотвращение загрязнения в аварийных случаях. Эти требования определяют дополнительные технические меры на судах для предотвращения загрязнения окружающей среды, включая предот-вращение переноса вредных патогенных организмов вместе с балластными водами.
С фоторепортажем с конференции можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>