• 8 июня 2016

    За последние двадцать лет порты стали слабым звеном в системе ВВТ страны - Минкультуры

    За последние двадцать лет порты стали слабым звеном в системе внутреннего водного транспорта (ВВТ) страны. Причальные сооружения постройки 50-60-х годов прошлого столетия имеют износ 60-70%, а все портовые гидротехнические сооружения в среднем по России – 49-54%. Об этом ИАА «ПортНьюс» рассказали в пресс-службе Министерства культуры РФ, комментируя проблематику внутренних водных путей в преддверии посвященного этой проблеме Госсовета России.

    Основные проблемы большинства портов заключаются в старении производственных фондов, высокой степени износа причальных сооружений, портового перегрузочного оборудования, транспортного и служебно-вспомогательного флота, неурегулированности имущественных отношений по причальным сооружениям.

    Ситуация усугубляется тем, что до сих пор не урегулированы взаимоотношения между государством, которому принадлежат эти сооружения (балансодержателем причальных сооружений, относящихся к федеральной собственности, являются территориальные управления Росимущества), и эксплуатирующими организациями – акционерными обществами. Со времени приватизации имущества в портах прошло 20 лет, однако за эти годы государством не выделялись средства для поддержания причальных сооружений в работоспособном состоянии, а акционерные общества не имели правовой основы для привлечения собственных средств на ремонт не принадлежащего им имущества.

    «С целью улучшения качества обслуживания пассажиров судоходные компании предпринимают технические меры: увеличение площади кают, их оборудование, увеличение площади санблоков, совершенствование общественных помещений: рестораны, бары, детские комнаты, магазины сувениров. Предпринимаются меры организационного характера – создаются новые туристические продукты, расширяется маршрутная сеть, детские программы, совершенствуется тематическое наполнение круизных программ. Например, круизы с этнографической направленностью, на что обращалось внимание на Государственном совете Российской Федерации по туризму, прошедшем в 2015 году. Совершенствуется и информирование потенциальных туристов о предлагаемых круизах на официальных сайтах судоходных компаний, включая, например, виртуальные экскурсии по теплоходам, создание онлайн-чатов. Происходит объединение круизных компаний в регионах для совместного продвижения круизного турпродукта. Информационную поддержку круизам оказывают региональные туристские информационные центры. Развивается система электронного бронирования и продажи путевок», - отметил заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев.

    На пути развития круизного туризма стоят несколько серьезных проблем, в том числе отсутствие развитой инфраструктуры (необорудованность причалов, обмеление русла рек, отсутствие оборудованных «зеленых стоянок»); высокая степень изношенности судов, большие затраты на их техническое переоборудование и реконструкцию, высокая стоимость постройки новых туристических судов при росте процентных ставок по кредитам; недостаток рекламно-информационных материалов и слабое продвижение турпродукта; визовые ограничения для иностранных туристов. Развитию круизного туризма также препятствует также наличие лимитирующих участков на ЕГС (Городецкие шлюзы, Нижне-Свирский шлюз, Нижний Дон), что в условиях мелководья в 2014-2015 годах привело к большим финансовым потерям судовладельцев и туроператоров.

    Полная реализация потенциала развития речных круизов в Российской Федерации позволит не только увеличить доходы отрасли, но и обеспечить ускоренное развитие сопутствующих бизнесов, повысить престиж туризма в Российской Федерации и добиться структурных сдвигов в таких сферах как экология, благоустройство городов, а также станет новым шансом для социально-культурного развития малых городов, расположенных на круизных маршрутах.