• AО «ЦНИИМФ» разработал рекомендации по допустимым условиям ледового плавания для газовозов проекта «Ямал СПГ»

    28 марта 2018

    AО «ЦНИИМФ» разработал рекомендации по допустимым условиям ледового плавания для газовозов проекта «Ямал СПГ»

    Освоение ОАО «Ямал СПГ» Южно-Тамбейского месторождения является крупнейшим в мире интегрированным проектом по добыче, сжижению и морской транспортировке СПГ, реализованным в арктических условиях. Для транспортировки СПГ используются крупнотоннажные ледокольные газовозы с усиленным ледовым классом, позволяющие осуществлять круглогодичный вывоз газа в западном направлении через Карское море без ледокольной поддержки. В летне-осеннюю навигацию транспортировка СПГ может осуществляться  в восточном направлении по Северному морскому пути.

    В настоящее время планируется постройка 15 газовозов двойного действия вместимостью 170 тыс м3, которые будут оборудованы тремя ВРК мощностью по 15МВт. Газовозы могут самостоятельно эксплуатироваться в тяжелых ледовых условиях на режимах заднего хода (кормой вперед).

    Постройка судов осуществляется компанией «DSME». Газовозы будут эксплуатироваться крупнейшими судовладельческими компаниями, такими как: «ПАО Совкомфлот», «MOL LNG Transport (Europe) Ltd», «Teekay Gas».

    АО «ЦНИИМФ» принял активное участие в разработке концепции морской транспортировки газа и проекта газовоза. Обеспечение эксплуатационной безопасности крупнотоннажных газовозов в тяжелых арктических условиях является одной из главных задач, определяющих успех реализации указанного проекта. AО «ЦНИИМФ» является лидирующей организацией по решению указанной проблемы.

    Впервые в мировой практике AО «ЦНИИМФ» в соответствии с Правилами РС разработал для газовозов компании «MOL LNG Transport (Europe) Ltd» рекомендации по допустимым условиям ледового плавания при движении судна носом и кормой вперед из совместного обеспечения прочности корпуса и пропульсивного комплекса.

    Указанные рекомендации были успешно апробированы в процессе ледового экспериментального рейса газовоза «Владимир Русанов», выполненного в феврале-марте 2018 года Основной целью испытательного рейса было подтверждение спецификационных характеристик судна в ледовых условиях. Испытания проводились верфью «DSME».

    В качестве представителей ОАО «Ямал СПГ» в испытаниях приняли участие заведующий лабораторией Пропульсивных комплексов судов AО «ЦНИИМФ», д.т.н. Александр Владиславович Андрюшин и главный гидрометеоролог ОАО «Ямал СПГ», к.г.н. А.В. Попов.

    В процессе испытаний подтверждены высокие технико-эксплуатационные характеристики судна в ледовых условиях и эффективность концепции газовоза двойного действия, способного самостоятельно эксплуатироваться в тяжелых льдах Карского моря на режимах движения кормой вперед. В процессе рейса представителями ОАО «Ямал СПГ» выполнен большой объем наблюдений и их анализ, позволивший разработать рекомендации по улучшению операционной эффективности судна, включая преодоление торосистых перемычек, выход из тороса и т.д. Полученная информация имеет важное значение для повышения эффективности и безопасности эксплуатации крупнотоннажных судов двойного действия в ледовых условиях, а также для проектирования новых современных ледокольных танкеров и газовозов для транспортировки углеводородов с арктического шельфа.