• Новый ТК ЕАЭС должен урегулировать правовые вопросы использования программы «Портал морской порт».

    24 ноября 2016

     Морская перевозка представляет собой сложный многоступенчатый процесс взаимодействия ряда лиц, сложность которого обуславливается, в том числе, большим объемом документооборота, а также сокращенными сроками исполнения действий.

     Для упрощения процедуры оформления судов, а также всего процесса грузоперевозки, Федеральной таможенной службой (далее – ФТС) разрабатывается комплекс программных средств (далее - КПС) «Портал морской порт», целью которого является объединение и структурирование всей информации по грузам и транспортным средствам, которое позволит надзорным ведомствам максимально быстро обрабатывать информацию в отношении перевозки. 

     Данный портал создан на основе принципов и механизмов «единого окна» и электронного документооборота в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 года N 739-р «Об утверждении плана мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах», что способствует объединению стивидоров, морских перевозчиков, государственных контрольных органов.

     Состав информации и требования к предоставлению будут, в случае его принятия, утверждены проектом Приказа ФТС  «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по совершению таможенных операций и осуществлению таможенного контроля при прибытии товаров, перемещаемых водным транспортом, на таможенную территорию Евразийского экономического союза, либо убытии товаров, перемещаемых водным транспортом, с таможенной территории Евразийского экономического союза» (подготовлен ФТС России 25.02.2016).

     Данная технология имеет множество преимуществ, в том числе, сокращение времени совершения операций с товарами и транспортными средствами, включая морские суда, в пункте пропуска, а также сокращение финансовых затрат заинтересованных участников рынка. С другой стороны, имеется несколько явных недочетов, связанных с использованием Портала, а также определением статуса информации, отражаемой на нем.

     Наибольшие проблемы могут  возникнуть у представителей контейнерных линий, которые будут вынуждены заполнять информацию о большом количестве контейнеров. Более того, обязанность предоставлять всю информацию на бумажных носителях у участником индустрии остается, в соответствии с ч. 2 ст. 135 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТКТС).

     При разработке Таможенного кодекса Евразийского экономического сообщества (далее – ТК ЕАЭС) в перечень предложений, затрагивающих системные вопросы и специфику таможенного декларирования, вошло использование электронных документов без обязанности представления документов на бумажных носителях. Это дает основание предполагать, что в будущем возможны положительные изменения в указанной выше норме.

     Одновременно с этим остается спорным статус информации, содержащейся на портале, а также ее возможное целевое назначение. Может ли данная информация использоваться вне обработки надзорными органами? Как будет оцениваться ее достоверность при использовании в качестве доказательств? Какая ответственность будет накладываться на лиц по закону и / или по договору в случае предоставления на портале недостоверной или неполной информации?

     Изначально данный портал рассматривался как инструмент предварительного информирования в том числе в рамках реализации Приказа ФТС РФ от 10.03.2006 N 192 «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации».  Портал должен стать сетевой площадкой для предоставления сведений о товарах и транспортных средствах в таможенные органы до их фактического прибытия на территорию Таможенного союза. Кроме существовавших функций добавились такие как: регистрация уведомлений о прибытии транспортного средства (судна); в разделе «Пакет документов и сведений» (далее – ПДС) реализовано разделение на прибытие и убытие; появился раздел «Поручения на погрузку»; появился раздел контроля за контейнерами; добавлен функционал проверки на риски и взаимодействие с базой данных автоматизированной подсистемы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (далее - АПС «СКВВ») при убытии; организована работа с использованием электронной подписи.

     Участникам отрасли предстоит полностью перейти на электронный документооборот, что значительно оптимизировало бы весь процесс оформления, но привязанность к бумажным носителям в настоящее время делает это невозможным. На сегодняшний день Федеральный закон от 27.11.2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» обязывает на каждом этапе взаимодействия между государственными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) при осуществлении таможенных формальностей использовать информацию на бумажных носителях.

     ТК ЕАЭС должен дать ответы на вышестоящие вопросы порядка регулирования, но даже с его принятием система потребует доработок. Так как уже организована работа с электронной подписью на базе портала,  необходимо повысить юридическую значимость электронного документооборота, чтобы завершить этап смешанного электронно-бумажного документооборота, а также определить государственный орган, который будет контролировать достоверность предоставляемых данных.

     Говоря об ответственности, предполагается, что предоставление недостоверных сведений о декларируемых товарах будет регулироваться ст.ст. 16.1, 16.2, 16.4 КоАП РФ, ст. 69, 81, 189 ТКТС, а в последствии и ТК ЕАЭС, а так же и иными нормативно-правовыми актами, действующими в настоящий момент и регулирующими таможенную правоотношения, например, Федеральным законом от 18.07.1999 года N 183-ФЗ «Об экспортном контроле». Статья 30 указанного закона устанавливает, что предоставление поддельных документов или содержащих недостоверные сведения документов является  нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля. 

     

    Старший партнер Виктория Жданова  

    Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»,2016