Мурманский узел
Назначение нового губернатора Мурманской области Марины Ковтун может придать импульс проекту развития Мурманского транспортного узла. Между тем, сам проект оказался существенно скорректирован.
Уголь всему голова
ООО «Морской торговый порт Лавна» готово приступить к реализации проекта по строительству угольного терминала и железнодорожных путей необщего пользования (от станции Лавна до терминала), сообщили ИАА «ПортНьюс» в компании. В настоящее время в стадии обсуждения находится инвестиционное соглашение инвестора с государством в лице Ространсмодернизации, являющейся заказчиком-застройщиком по проекту комплексного развития МТУ, который включен председателем правительства России Владимиром Путиным в перечень приоритетных инвестпроектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО).
Первоначально предполагалось, что перспективными грузами для МТУ будут являться уголь, нефть, нефтепродукты и контейнеры. Как рассказал ИАА «ПортНьюс» источник, знакомый с проектом, в ходе проектирования объектов МТУ был актуализирован грузопоток, который оценивается в 28 млн тонн в год, из них 18 млн тонн – уголь, 10 млн тонн – нефть и нефтепродукты. Под эти грузы разрабатываются проекты строительства угольного и нефтеналивного терминалов. Привлечение контейнеров в Мурманск, по мнению экспертов, в существенном объеме вряд ли возможно ввиду наличия значительных контейнерных мощностей в Балтийском бассейне.
Нефтеналивной терминал на западном берегу Кольского залива, скорее всего, не потребует доставки груза по железной дороге, а может быть ориентирован на прием нефтеналивных грузов с воды и перегрузку на более крупные танкеры. В том числе, он может выступить заменой танкеру-накопителю «Белокаменка». Впрочем, если говорить о нефти, то ее экспорт стагнирует и в ряде случаев снижается в связи с истощением месторождений. К примеру, объем перевалки нефти через северный терминал Варандей сократился в 2,3 раза - до 556,4 тыс. тонн.
Уголь всему голова
ООО «Морской торговый порт Лавна» готово приступить к реализации проекта по строительству угольного терминала и железнодорожных путей необщего пользования (от станции Лавна до терминала), сообщили ИАА «ПортНьюс» в компании. В настоящее время в стадии обсуждения находится инвестиционное соглашение инвестора с государством в лице Ространсмодернизации, являющейся заказчиком-застройщиком по проекту комплексного развития МТУ, который включен председателем правительства России Владимиром Путиным в перечень приоритетных инвестпроектов Северо-Западного федерального округа (СЗФО).
Первоначально предполагалось, что перспективными грузами для МТУ будут являться уголь, нефть, нефтепродукты и контейнеры. Как рассказал ИАА «ПортНьюс» источник, знакомый с проектом, в ходе проектирования объектов МТУ был актуализирован грузопоток, который оценивается в 28 млн тонн в год, из них 18 млн тонн – уголь, 10 млн тонн – нефть и нефтепродукты. Под эти грузы разрабатываются проекты строительства угольного и нефтеналивного терминалов. Привлечение контейнеров в Мурманск, по мнению экспертов, в существенном объеме вряд ли возможно ввиду наличия значительных контейнерных мощностей в Балтийском бассейне.
Нефтеналивной терминал на западном берегу Кольского залива, скорее всего, не потребует доставки груза по железной дороге, а может быть ориентирован на прием нефтеналивных грузов с воды и перегрузку на более крупные танкеры. В том числе, он может выступить заменой танкеру-накопителю «Белокаменка». Впрочем, если говорить о нефти, то ее экспорт стагнирует и в ряде случаев снижается в связи с истощением месторождений. К примеру, объем перевалки нефти через северный терминал Варандей сократился в 2,3 раза - до 556,4 тыс. тонн.
Что касается нового угольного терминала Лавна, то инвесторами его строительства заявлены крупные российские угольные компании «Кузбассразрезуголь» и «Сибирский деловой союз». Они ведут работу по созданию угольного порта, грузооборотом 18 млн тонн в год, на западном берегу Кольского залива. По мнению экспертов, «угольный» потенциал МТУ – существенно выше указанных проектных грузооборотов, поскольку туда может перейти уголь, перегружаемый в настоящее время в портах Прибалтики. По прогнозам, российский экспорт угля морским путем будет расти на 5% в год, а пропускная способность морских портов страны – только на 3,3% в год, то есть существуют предпосылки для развития соответствующей портовой инфраструктуры. В настоящее время Россия направляет в Японию 9,1% своего объема экспорта угля; 8,4% российского экспорта угля идет в Китай и 5% – в Корею, остальное поставляется в Европу и страны СНГ.
В поисках инвесторов
В настоящее время официального подтверждения участия других инвесторов в проекте МТУ нет. Тем не менее, от намерения строительства нефтеналивного терминала в рамках проекта МТУ пока окончательно не отказались ОАО «Роснефть» и ЗАО «Синтез Петролеум».
В этой связи стоит отметить, что в феврале 2012 года угольная компания «СУЭК» завершила сделку по приобретению контрольного пакета ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) за $260 млн. Планы «СУЭК» относительно МТУ пока неизвестны, однако не исключено, что компания может принять в нем участие, что повлечет изменения в параметрах проекта.
Кроме того, с началом добычи газа на Штокманском месторождении (2015-2016 годы) в Мурманске появятся предприятия по производству минудобрений. Ранее заявлялось, что такие планы имел российский химический холдинг «ФосАгро». Отметим, что в настоящее время в порту Мурманск перевалкой минеральных удобрений занимается дочерняя компания ОАО «ММТП» ЗАО «Агросфера». Перевалка удобрений на экспорт через Мурманский порт будет выгодной для нового инвестора, поскольку транспортное плечо здесь практически нулевое. Помимо этого, в МТУ может появиться терминал для экспорта самого газа, добытого на Штокмановском месторождении.
Также ранее заявлялось о том, что рассматривается возможность создания терминала по перевалке железорудного сырья (инвестор – ОАО «ХК «Металлоинвест») проектной мощностью 6 млн тонн в год и объемом инвестиций 6 млрд руб., комплекса по производству и отгрузке гранулированного чугуна (инвестор – ОАО «МХК «Еврохим») мощностью 1 млн тонн в год и объемом инвестиций в 27,5 млрд руб.
В настоящее время проектировщиками проведен полный комплекс инженерных изысканий, разработан проект акватории и гидротехнических сооружений (ГТС). Напомним, проект предусматривает строительство железнодорожных путей от станции Выходной до нового угольного терминала Лавна, протяженностью порядка 40 км, а также железнодорожного моста через Кольский залив. Проект создания морской и железнодорожной инфраструктуры МТУ к лету 2012 года может быть передан для проведения государственной экспертизы, считают в ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» (Ространсмодернизация, заказчик-застройщик проекта Комплексное развитие МТУ).
Конкурсные процедуры по выбору подрядчиков на строительство объектов морской и железнодорожной инфраструктуры запланированы на начало 2012 года. Соглашение с инвесторами по строительству морского угольного терминала планируется подписать до окончания проектирования, чтобы консолидировать усилия государства и частного инвестора по созданию и вводу в эксплуатацию объектов.
Точные сроки запуска нового морского терминала Лавна в рамках проекта комплексного развития МТУ в Ространсмодернизации назвать затрудняются. Однако, первоначальные планы по проекту МТУ декларировали, что ввод терминала в эксплуатацию возможен к 2015 году. По окончанию проектирования и в зависимости от возможностей федерального бюджета, этот срок может быть скорректирован.
Виталий Чернов.