Виктор Олерский в Париже провел презентацию проекта Тамань
Презентацию проекта «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» на выставке SITL-2012 провело 28 марта 2012 года Министерство транспорта Российской Федерации и федеральное казенное учреждение «Ространсмодернизация». Потенциальным инвесторам и участникам проекта информацию о ходе строительства нового глубоководного российского порта озвучил заместитель министра транспорта Виктор Олерский.
«Тамань – это первый в современной России сухогрузный портовый проект, который реализуется комплексно и с нуля», - начал свое выступление куратор данного проекта со стороны государства Виктор Олерский. Он пояснил, что новый порт Тамань, в отличие, например, от проекта создания порта Усть-Луга на Балтике, строится изначально по единому проекту. К тому же, это единственный крупный глубоководный порт Российской Федерации на Черном море. Поэтому к реализации такого порта государство оказывает особое внимание.
Объекты федеральной собственности в порту, по словам Олерского, будут закончены к 2016 году. Параллельно с ними частные инвесторы получат возможность реализовать свою часть объектов портовой инфраструктуры. Таким образом, первое судно в новом сухогрузном районе порта Тамань может быть принято в 2016 году.
Замминистра транспорта отметил, что параллельно со строительством самого порта государство ведет работу по созданию дальних железнодорожных подходов. В частности, в феврале текущего года приступили к строительству разъезда «9 км». Именно там намечено формирование ж\д составов для транспортировки грузов в морские порты Туапсе, Новороссийск и будущий порт Тамань. Только на этот инфраструктурный железнодорожный проект государство до 2013 года потратит порядка $450 млн.
Помимо этого, запланировано строительство железнодорожного обхода Краснодарского транспортного узла. «К реализации этого проекта Минтранс рассчитывает приступить в скором времени с тем, чтобы расшивка всех «узких мест» на железной дороге была закончена к моменту запуска нового порта в эксплуатацию», - сообщил докладчик.
«Только в прошлом году РЖД не смогла перевезти порядка 60 млн тонн грузов, в том числе, и в направлении российских портов. К 2015 году, если ничего не предпринимать в направлении развития железнодорожной инфраструктуры в России, эта цифра возрастет до 230 млн тонн. Таким образом, сегодня «Российские железные дороги» стали естественным ограничителем развития морских портов России», - заявил Олерский.
Объем финансирования Федерального бюджета на реализацию проекта строительства порта Тамань, согласно действующей федеральной целевой программе (ФЦП), запланирован в объеме около 1 млрд 250 млн евро. «Но параметры порта значительно изменились с момента формирования ФЦП, поэтому мы рассчитываем на увеличение федерального финансирования», - отметил чиновник. По его мнению, проект вызовет большой интерес со стороны частных инвесторов. На сегодняшний день о своем желании построить терминал в порту Тамань заявили 9 российских инвесторов (ООО «УК «Металлоинвест», ГК «Базэл», Global Ports Investments PLC, ОАО «Еврохим», UCL Port B.V., ОАО «Объединенная зерновая компания» и ОАО «СУЭК», НКК и «Газпром экспорт»). Отбор инвесторов для нового порта Тамань Министерство транспорта планирует провести на конкурсной основе. «Наиболее серьезным конкурс окажется для претендентов на строительство контейнерного, угольного и зернового терминалов», - считает Олерский.
Помимо строительства морских терминалов большой интерес может вызвать конкурс на дноуглубительные работы и работы по образованию новых территорий. Только строительство подходного канала потребует выемки 23-24 млн куб м грунта. Причем не весь грунт может быть использован для намыва новых территорий - часть грунта придется привозить на строительную площадку нового порта. Государство намерено также заказать строительство нескольких км волнозащитных сооружений, системы управления движением судов, создание авто- и железнодорожной инфраструктуры. «Все остальное предполагается развивать по «роттердамской» модели, то есть, через управляющую компанию», - сказал Олерский.
Он сообщил, что в настоящее время ФГУП «Росморпорт» регистрирует управляющую компанию (УК), в которую будет привлечена администрация Краснодарского края. Замминистра не исключил привлечения в состав УК в дальнейшем одного из крупных портовых девелоперов, а также банка или финансовой группы. «У нас нет времени на затягивание вопроса с управляющей компанией, необходимо заняться выкупом территорий будущего порта, поэтому мы запустили процесс регистрации такой компании», - пояснил Олерский. К функциям УК планируется отнести помимо выкупа земельных участков, создание новых территорий, причальных сооружений и последующая сдача их в аренду частным инвесторам. Кроме того, УК могла бы самостоятельно, либо через аутсорсинг, создавать и эксплуатировать внутрипортовую инфраструктуру.
«Потребность управляющей компании в привлекаемых финансовых ресурсах составит около $2 млрд, - сообщил Виктор Олерский. – Не исключено, что они будут привлекаться под государственные гарантии».
Отвечая на вопросы потенциальных участников проекта строительства порта Тамань, Виктор Олерский заявил, что экологическая экспертиза проекта будет проведена в мае текущего года, а в июне намечено выйти на главгосэкспертизу.
СПРАВКА ИАА «ПортНьюс»:
Морской порт Тамань предполагается построить на Таманском полуострове (Краснодарский край) на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Порт будет интегрирован в систему международного транспортного коридора «Север-Юг». Основанием для строительства стала федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие транспортной системы Российской Федерации на период 2010 -2015 гг».
«Тамань – это первый в современной России сухогрузный портовый проект, который реализуется комплексно и с нуля», - начал свое выступление куратор данного проекта со стороны государства Виктор Олерский. Он пояснил, что новый порт Тамань, в отличие, например, от проекта создания порта Усть-Луга на Балтике, строится изначально по единому проекту. К тому же, это единственный крупный глубоководный порт Российской Федерации на Черном море. Поэтому к реализации такого порта государство оказывает особое внимание.
Объекты федеральной собственности в порту, по словам Олерского, будут закончены к 2016 году. Параллельно с ними частные инвесторы получат возможность реализовать свою часть объектов портовой инфраструктуры. Таким образом, первое судно в новом сухогрузном районе порта Тамань может быть принято в 2016 году.
Замминистра транспорта отметил, что параллельно со строительством самого порта государство ведет работу по созданию дальних железнодорожных подходов. В частности, в феврале текущего года приступили к строительству разъезда «9 км». Именно там намечено формирование ж\д составов для транспортировки грузов в морские порты Туапсе, Новороссийск и будущий порт Тамань. Только на этот инфраструктурный железнодорожный проект государство до 2013 года потратит порядка $450 млн.
Помимо этого, запланировано строительство железнодорожного обхода Краснодарского транспортного узла. «К реализации этого проекта Минтранс рассчитывает приступить в скором времени с тем, чтобы расшивка всех «узких мест» на железной дороге была закончена к моменту запуска нового порта в эксплуатацию», - сообщил докладчик.
«Только в прошлом году РЖД не смогла перевезти порядка 60 млн тонн грузов, в том числе, и в направлении российских портов. К 2015 году, если ничего не предпринимать в направлении развития железнодорожной инфраструктуры в России, эта цифра возрастет до 230 млн тонн. Таким образом, сегодня «Российские железные дороги» стали естественным ограничителем развития морских портов России», - заявил Олерский.
Объем финансирования Федерального бюджета на реализацию проекта строительства порта Тамань, согласно действующей федеральной целевой программе (ФЦП), запланирован в объеме около 1 млрд 250 млн евро. «Но параметры порта значительно изменились с момента формирования ФЦП, поэтому мы рассчитываем на увеличение федерального финансирования», - отметил чиновник. По его мнению, проект вызовет большой интерес со стороны частных инвесторов. На сегодняшний день о своем желании построить терминал в порту Тамань заявили 9 российских инвесторов (ООО «УК «Металлоинвест», ГК «Базэл», Global Ports Investments PLC, ОАО «Еврохим», UCL Port B.V., ОАО «Объединенная зерновая компания» и ОАО «СУЭК», НКК и «Газпром экспорт»). Отбор инвесторов для нового порта Тамань Министерство транспорта планирует провести на конкурсной основе. «Наиболее серьезным конкурс окажется для претендентов на строительство контейнерного, угольного и зернового терминалов», - считает Олерский.
Помимо строительства морских терминалов большой интерес может вызвать конкурс на дноуглубительные работы и работы по образованию новых территорий. Только строительство подходного канала потребует выемки 23-24 млн куб м грунта. Причем не весь грунт может быть использован для намыва новых территорий - часть грунта придется привозить на строительную площадку нового порта. Государство намерено также заказать строительство нескольких км волнозащитных сооружений, системы управления движением судов, создание авто- и железнодорожной инфраструктуры. «Все остальное предполагается развивать по «роттердамской» модели, то есть, через управляющую компанию», - сказал Олерский.
Он сообщил, что в настоящее время ФГУП «Росморпорт» регистрирует управляющую компанию (УК), в которую будет привлечена администрация Краснодарского края. Замминистра не исключил привлечения в состав УК в дальнейшем одного из крупных портовых девелоперов, а также банка или финансовой группы. «У нас нет времени на затягивание вопроса с управляющей компанией, необходимо заняться выкупом территорий будущего порта, поэтому мы запустили процесс регистрации такой компании», - пояснил Олерский. К функциям УК планируется отнести помимо выкупа земельных участков, создание новых территорий, причальных сооружений и последующая сдача их в аренду частным инвесторам. Кроме того, УК могла бы самостоятельно, либо через аутсорсинг, создавать и эксплуатировать внутрипортовую инфраструктуру.
«Потребность управляющей компании в привлекаемых финансовых ресурсах составит около $2 млрд, - сообщил Виктор Олерский. – Не исключено, что они будут привлекаться под государственные гарантии».
Отвечая на вопросы потенциальных участников проекта строительства порта Тамань, Виктор Олерский заявил, что экологическая экспертиза проекта будет проведена в мае текущего года, а в июне намечено выйти на главгосэкспертизу.
СПРАВКА ИАА «ПортНьюс»:
Морской порт Тамань предполагается построить на Таманском полуострове (Краснодарский край) на основе механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Порт будет интегрирован в систему международного транспортного коридора «Север-Юг». Основанием для строительства стала федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие транспортной системы Российской Федерации на период 2010 -2015 гг».
В рамках проекта планируется создать следующие объекты: морские контейнерные терминалы, терминалы по перегрузке угля, зерна, железнорудного концентрата, минеральных удобрений; гидротехнические сооружения (судоходный подходной канал, оградительные сооружения, причалы для перегрузочных комплексов и судов обслуживающего флота); объекты железнодорожной, автодорожной и инженерной инфраструктуры.
Подтвержденный грузооборот порта Тамань к 2020 году может составить 93,8 млн тонн. Проектирование порта намечено завершить в 2012 году, строительные работы по первому этапу проекта запланированы на 2013-2016 гг.
Надежда Малышева.
Ссылки по теме:
Проект создания нового порта Тамань планируется сдать в Главгосэкспертизу в мае 2012 года >>>>