В погоне за длинным углем
Основными экспортными российскими грузами, переваливаемыми через морские порты, остаются нефть и уголь. Однако если экспорт нефти стагнирует, то угля динамично растет. В связи с этим растет и интерес инвесторов к стивидорным проектам, ориентированным на перевалку угля и прежде всего – на Дальнем Востоке, как наиболее перспективном для этого регионе.
Черный клондайк
По данным министерства энергетики, экспорт российского угля за 2011 год вырос на 8,5% в сравнении с прошлым годом - до 104,65 млн тонн. Добыча угля в 2011 года выросла на 4,3% - до 334,75 млн тонн. Это говорит о том, что доля угля, поставляемого на экспорт, увеличилась. При этом объем перевалки угля в морских портах России вырос на 14% - до 78,3 млн тонн, в том числе на экспорт возрос на 14,5% - до 76,56 млн тонн. Таким образом, роль российских портов в экспорте угля продолжает расти.
При этом направление экспорта смещается в сторону портов Дальнего Востока. Так, экспорт угля за прошедший год через порты Тихоокеанского бассейна вырос на 21,4% - до 41,92 млн тонн, через порты Финского залива на 18% - до 16,4 млн тонн и через северные порты на 10,3% - до 11,94 млн тонн. В то же время, через порты Черного моря объем перевалки угля на экспорт сократился на 14% - до 7,19 млн тонн. Доля дальневосточных портов в экспорте угля тем самым достигла почти 55%.
Такие данные не удивительны и отражают спрос на уголь в мире. Основными потребителями данного энергоносителя в настоящее время выступают Китай и Япония, которые в сумме импортируют почти 370 млн тонн в год. В числе крупнейших импортеров угля числятся также Южная Корея, Тайвань и Индия. Таким образом, основной рынок сбыта находится в азиатско-тихоокеанском регионе и близких к нему странах, чем и объясняется хорошая динамика роста перевалки угля в дальневосточных портах. Тем более, что в отличие от южных и балтийских портов, конкуренции со стороны стивидоров иностранных государств в этом регионе нет.
Хотя конъюнктура угольного рынка может меняться, в обозримой перспективе серьезных альтернатив углю все же не предвидится, поскольку рынок нефти слишком волатилен и ее запасы быстро истощаются. Также очевидно, что центр индустриального развития в мире все более смещается в азиатский и азиатско-тихоокеанский регион.
Поэтому интерес к угольным портовым проектам Дальнего Востока растет как со стороны частных инвесторов, так и государства, заинтересованного не только в увеличениях налоговых отчислений, но и в развитии Дальнего Востока, считающегося депрессивной частью страны. Так, на днях председатель правительства России Владимир Путин поддержал идею создания государственной корпорации развития Дальнего Востока, которая занималась бы, в том числе, развитием портовой и иной транспортной инфраструктуры.
Черный клондайк
По данным министерства энергетики, экспорт российского угля за 2011 год вырос на 8,5% в сравнении с прошлым годом - до 104,65 млн тонн. Добыча угля в 2011 года выросла на 4,3% - до 334,75 млн тонн. Это говорит о том, что доля угля, поставляемого на экспорт, увеличилась. При этом объем перевалки угля в морских портах России вырос на 14% - до 78,3 млн тонн, в том числе на экспорт возрос на 14,5% - до 76,56 млн тонн. Таким образом, роль российских портов в экспорте угля продолжает расти.
При этом направление экспорта смещается в сторону портов Дальнего Востока. Так, экспорт угля за прошедший год через порты Тихоокеанского бассейна вырос на 21,4% - до 41,92 млн тонн, через порты Финского залива на 18% - до 16,4 млн тонн и через северные порты на 10,3% - до 11,94 млн тонн. В то же время, через порты Черного моря объем перевалки угля на экспорт сократился на 14% - до 7,19 млн тонн. Доля дальневосточных портов в экспорте угля тем самым достигла почти 55%.
Такие данные не удивительны и отражают спрос на уголь в мире. Основными потребителями данного энергоносителя в настоящее время выступают Китай и Япония, которые в сумме импортируют почти 370 млн тонн в год. В числе крупнейших импортеров угля числятся также Южная Корея, Тайвань и Индия. Таким образом, основной рынок сбыта находится в азиатско-тихоокеанском регионе и близких к нему странах, чем и объясняется хорошая динамика роста перевалки угля в дальневосточных портах. Тем более, что в отличие от южных и балтийских портов, конкуренции со стороны стивидоров иностранных государств в этом регионе нет.
Хотя конъюнктура угольного рынка может меняться, в обозримой перспективе серьезных альтернатив углю все же не предвидится, поскольку рынок нефти слишком волатилен и ее запасы быстро истощаются. Также очевидно, что центр индустриального развития в мире все более смещается в азиатский и азиатско-тихоокеанский регион.
Поэтому интерес к угольным портовым проектам Дальнего Востока растет как со стороны частных инвесторов, так и государства, заинтересованного не только в увеличениях налоговых отчислений, но и в развитии Дальнего Востока, считающегося депрессивной частью страны. Так, на днях председатель правительства России Владимир Путин поддержал идею создания государственной корпорации развития Дальнего Востока, которая занималась бы, в том числе, развитием портовой и иной транспортной инфраструктуры.
У правительства имеются планы и по строительству на Дальнем Востоке угольного терминала мощностью 20 млн тонн в год который, скорее всего, будет расположен в районе одного из существующих портов – Ванино, Находка-Восточная или Посьет.
Навал инвестиций
Не отстают и частные инвесторы. Так, инвестиционная программа крупнейшей в регионе стивидорной компании ОАО «Восточный порт» (основной акционер – структура «Кузбассразрезугля») составляет более 2,7 млрд руб. до 2015 года. Она включает в себя замену двух судопогрузочных машин на причалах Угольного комплекса. Для увеличения вместимости складов Универсального производственно-перегрузочного комплекса планируется приобрести телескопический конвейер, четыре новых портальных крана и два мостовых перегружателя, автопогрузчики, дробильно-сортировочную установку, локомобиль и мобильный кран. В III квартале 2012 года для нужд портового флота запланировано приобретение азимутального буксира мощностью 4200 л. с. для выполнения швартовых операций с судами. Кроме того, в 2012 году планируется продолжить строительство III-й очереди Угольного комплекса, что в перспективе обеспечит значительное увеличение экспорта углей в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Также в перспективе планируется модернизировать тыловые зоны причалов, дополнительно развивать железнодорожную инфраструктуру. Объем перевалки угля через «Восточный порт» за 2011 год возрос на 12,2% - до почти 16,5 млн тонн.
Также ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (ОАО «СУЭК») продолжает развивать Ванинский балкерный терминал (бухта Мучке, Хабаровский край). В результате новых инвестиций предполагается обеспечить возможность увеличивать мощность терминала синхронно с увеличением пропускной способности Дальневосточной железной дороги и вводом в строй нового тоннеля через Кузнецовский перевал. На терминале в течение 2012-2013 должно быть введено в эксплуатацию новое портовое оборудование. Для обеспечения вывоза угля из порта СУЭК заключил ряд долгосрочных чартерных договоров на сухогрузы ледового класса типа Panamax, в том числе 10-летний с ОАО «Совкомфлот». На терминале также работает собственный буксирный флот. Объем перевалки терминала за 2011 год вырос на 26,6%.
Инвестирует в расширение мощностей «Находкинского морского торгового порта» и его модернизацию и группа «Евраз». На 2012 год здесь намечается обновление кранового хозяйства. За счет ввода в эксплуатацию нового причала объем экспорта угля может быть увеличен вдвое – до 5 млн тонн к 2013 году. Объем перевалки угля на терминале за прошлый год вырос на 27,8%.
Широкие планы развития имеются и у «Мечела», владеющего терминалом в порту Посьет. Здесь планируется осуществить модернизацию существующего перегрузочного комплекса с целью доведения грузооборота Общества до 7 млн тонн в год. Новый перегрузочный комплекс будет оснащен современным высокопроизводительным оборудованием (вагоноопрокидывателем, конвейерным оборудованием, стаккером). Планируемый срок ввода комплекса в эксплуатацию – III квартал 2012 года. Проводится программа по техническому обновлению и наращиванию производственных мощностей. Так в 2010 году приобретено два самосвала грузоподъемностью 20 тонн, мобильный телескопический радиальный стакер, погрузочная машина, дробильная роторная установка, выполнена модернизация портального крана «Сокол». Профинансировано приобретение полноповоротной перегрузочной машины Mantsinen 100 SHC на рельсовом портале.
У «Мечела» также имеются планы строительства нового терминала в бухте Мучка у Ванино расчетной мощностью в 25 млн тонн в год.
Кроме того, группа UCLH Владимира Лисина также заинтересовалась дальневосточными портовыми активами, а именно ОАО «Ванинский морской торговый порт» (ВМТП), госпакет акций которого вновь планируется выставить на торги. На него же претендует En+ Олега Дерипаски. Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в компании En+, которая в настоящее время является миноритарным акционером стивидорной компании, в ее планах, среди прочего, также развитие перевалки угля в порту Ванино. В UCLH ИАА «ПортНьюс» сообщили, что планы холдинга в отношении дальневосточного актива могут быть обнародованы только после победы на аукционе. С начала года ВМТП было переработано 2 млн 549,9 тыс. тонн экспортных грузов, в том числе 1 млн 441,8 тыс. тонн угля.
Известно также о планах группы Global Ports по перевалке в порту Восточный до 1 млн тонн угля в год и группы «Сумма», которая планирует построить в Восточном терминал с перспективным объемом грузооборота в 20 млн тонн угля в год.
Другими словами, открывающиеся радужные перспективы экспорта угля в Азию создают на Дальнем Востоке нешуточный ажиотаж, а количество желающих получить свой «кусок» пирога растет. Дело доходит уже до прямых конфликтов, как в ситуации с ОАО «Порт Ванино», о чем более подробно мы писали ранее >>>>.
Однако для того, чтобы надежды на мощный угольный поток через порты Дальнего Востока оправдались, необходимо соответствующее увеличение пропускной способности железной дороги, которая и остается на сегодняшний день основным сдерживающим фактором. Ключевой объект здесь – Кузнецовский туннель на Байкало-Амурской магистрали. Решение всех проблем по нему позволит снять ограничения для движения грузов по направлению к Ванино и Советской Гавани, увеличив пропускную способность до 25 млн тонн в год к 2015 году. Общий объем инвестиций по данному проекту составляет 59,5 млрд руб., часть которых финансируется из Инвестфонда и часть – ОАО «РЖД». В 2011 году была завершена проходка основной штольни нового Кузнецовского тоннеля. Сдача тоннеля в эксплуатацию запланирована на 2013 год.
При всем при этом не стоит забывать и об экологическом и технологическом аспекте. В качестве примера можно привести распространившиеся недавно в СМИ шокирующие кадры покрытой слоем угольной пыли акватории порта в Находке. Находкинская транспортная прокуратура возбудила дела об административных правонарушениях в отношении ОАО «Находкинская жестянобаночная фабрика» (НЖБФ) и ООО «Геомар», осуществляющих перевалку угля в порту Находка. В ходе проведенной в январе 2012 года проверки деятельности АО «НЖБФ» и ООО «Геомар» при перевалке каменного угля установлено, что используемые предприятиями причалы технологически предусмотрены для обработки грузов другой номенклатуры.
Таким образом можно констатировать, что Дальний Восток имеет хорошие «угольные» перспективы, однако для их реализации требуются значительные инвестиции, а также участие государства и контроль с его стороны.
Виталий Чернов.