В Петербурге все спокойно
Ледоколы в российской части Финского залива приступили в этом году к работе лишь 27 января – на два месяца позже, чем в прошлую зимнюю навигацию. Зима сюда пришла неожиданно поздно – серьезные морозы начались только в феврале. Между тем, опасаясь повторения ситуации прошлого года, министерство транспорта и «Росморпорт» подстраховались, сосредоточив в Финском заливе достаточно серьезную ледокольную группировку из 13 ледоколов, включая 5 линейных, в том числе 1 атомный. В случае необходимости к ним на помощь может придти «резервный» ледокол «Капитан Драницын», находящийся в районе Мурманска.
Как рассказал журналистам директор Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин, в настоящее время на акватории Финского залива работает 10 ледоколов, в том числе 4 линейных. Оставшиеся 3 ледокола находятся в состоянии постоянной готовности. Как пояснил глава морской администрации портов российской части Финского залива Петр Паринов, в частности на Большой порт Санкт-Петербург работают линейные ледоколы «Москва» и «Капитан Сорокин», на Приморск – атомный ледокол «50 лет Победы», на Выборг и Высоцк – линейный ледокол «Санкт-Петербург», на Усть-Лугу – портовый ледокол «Кару».
По состоянию на 8 февраля 2012 года температура воды у кромки льда составляет +0,3%, идет быстрое ледообразование. Ввиду отсутствия сильных ветров обстановка на канале остается спокойной.
Однако зима еще не закончилась и имеется риск резкого осложнения ситуации. Так, по словам руководителя группы капитанов-наставников ФГУП «Росморпорт» Георгия Мельника, главная угроза – это неустойчивость погоды, если морозы продолжатся достаточно долго, а потом начнут дуть западные теплые ветры, то произойдет разрушение льда и его наслоение, что значительно усложнит ледовую обстановку. Поэтому сосредоточение в Финском заливе значительной ледокольной группировки вполне оправдано.
Между тем, по словам Петра Паринова, в соответствии с исследованием, проведенным Центральным научно-исследовательским институтом морского флота, для обеспечения ритмичного судоходства в Финском заливе достаточно 7 линейных ледоколов при нынешнем грузообороте и в условиях средней зимы.
Помимо погодных обстоятельств, на судоходство в ледовых условиях влияет как техническое состояние судов, так и подготовка их экипажей. По опыту прошлой зимы были проведены встречи представителей капитании с судоходным компаниями, до которых была доведена информация о необходимости проведения дополнительных курсов для капитанов судов с целью их лучшей подготовки к управлению судном во льдах. Важным является и техническое состояние судов, поскольку этой зимой были зафиксированы случаи их поломки на подходном канале петербургского порта, что создало помехи судоходству.
Если говорить об Архангельске, то здесь также ситуация спокойная. По информации Росморречфлота, в порту находятся 4 ледокола. Из них 2 ледокола обеспечивают безопасность лоцманских катеров и проводку судов в пределах акватории порта и 2 ледокола находятся в готовности к проводке судов по мере осложнения ледовой обстановки. Суда в порт Архангельск следуют самостоятельно. На порт Витино проводку судов осуществляет атомный ледокол «Атомфлота» «Россия».
Замерзший юг
В этом году сложилась крайне сложная обстановка в южном бассейне. Здесь из-за интенсивного ледообразования, усугубляющегося штормовой погодой, в Азовском море в ледовом плену оказались десятки судов. Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в Азовском филиале ФГУП «Росморпорт», по состоянию на 7 февраля 2012 года во льдах застряло порядка 40 судов, из которых 10 оказались в наиболее сложных условиях. В Азовском море задействованы 4 дизель-электрических ледокола ФГУП «Росморпорт»: ледоколы «Капитан Демидов», «Капитан Мошкин» и «Капитан Чудинов» Азовского бассейнового филиала Росморпорта и ледокол «Капитан Крутов» Азово-Черноморского бассейнового филиала госпредприятия. Кроме того, в порту Таганрог работает ледокольный буксир «Кама», в Азове – ледокольный буксир «Капитан Харчиков» и в Ростове-на-Дону – ледокольный буксир «Фанагория».
Ледоколы «Росморпорта» действуют в соответствии с указаниями Штаба ледовых операций (ШЛО) под руководством капитана морского порта Таганрог. В настоящий момент основным планом ШЛО является вывод судов, попавших в ледовый плен, за кромку льда в Керченском проливе. Азовское море «закрыто» на вход, российские порты Азовского моря «закрыты» на выход судов из портов. Ледоколы работают в парах. Когда «расчистка» будет завершена, только после этого можно будет перейти к планомерному формированию и проводке караванов как на северо-восток в направлении портов Таганрог, Азов, Ростов-на-Дону, Ейск, так и из портов в направлении Керченского пролива, а также к оказанию помощи судам в порту Темрюк.
Ледовая ситуация в районе остается крайне тяжелой, торосы достигают 1,5 м, ледоколы справляются с трудом.
Если говорить о Каспийском бассейне, то по информации Росморречфлота, в портах Астрахань и Оля осуществляют проводку судов 3 ледокола. В настоящее время судов ожидающих ледокольной проводки здесь нет.
Ледовый Дальний Восток
В конце декабря 2011 года возникла ситуация, когда порт Магадан оказался заблокирован льдами из-за того, что ледокол «Магадан», участвовавший в буксировке платформы «Кольская», был после ее крушения задействован в спасательной операции и не смог подойти в порт в запланированное время. В отсутствие «Магадана» ледокольную проводку обеспечивал ФГУП «Росморпорт» с помощью судна усиленного ледового класса «Анатолий Колесниченко». В настоящее время ледокол «Магадан» осуществляет проводку судов в одноименном порту.
В Татарском проливе, на подходах к порту Де-Кастри, по информации Росморречфлота проводку судов выполняют 2 линейных дизельных ледокола, находящихся в аренде ОАО «Дальневосточное морское пароходство».
В порту Ванино проводку судов осуществляют 2 буксира. Судов, ожидающих ледокольной проводки, на момент публикации статьи здесь не было .
Виталий Чернов.