Не деньгами едиными
C созданием ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) ситуация в отечественном судостроении сдвинулась с «мертвой точки». К реализации заявлены крупные судостроительные проекты - строительство двух верфей на Дальнем Востоке («Звезда DSME» и «Восток Раффлз»), а также в Санкт-Петербурге на о. Котлин («Новоадмиралтейские верфи»). Как заявляли руководители ОСК, данные предприятия сосредоточатся на строительстве высокотехнологичных судов с высокой добавленной стоимостью. Для обеспечения доступа к соответствующим технологиям ОСК привлекает зарубежных партнеров - южнокорейский судостроительный холдинг STX (с которым создано совместное предприятие в Финляндии Arctech Helsinki Shipyard), Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (партнер ОСК по проекту строительства верфи «Звезда DSME»), сингапурская компания Yantai Raffles Shipyard Ltd (партнер ОСК по проекту строительства верфи «Восток Раффлз»). «Новоадмиралтейские верфи» предполагается построить к 2019 году, а строительство дальневосточных верфей уже началось. Если учесть, что на них будут выполняться технически сложные и наукоемкие заказы, то потребуется достаточно большое количество высококвалифицированных кадров.
Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в ОСК, общая потребность в кадрах до 2020 года оценивается в более чем 17 тыс. рабочих и специалистов, с учетом естественного выбытия персонала и перспектив развития.
В принципе, со стороны государства уже решены многие вопросы, необходимые для развития отрасли - помимо инвестиций государственной ОСК в развитие производственных мощностей, принят закон о мерах поддержки судостроения и судоходства, стимулирующий судостроительную деятельность в России, предусмотрено финансирование из средств федерального бюджета строительства серии ледоколов, включая атомный, выделяются серьезные средства и по линии гособоронзаказа. Но без работников, способных выполнять данные заказы и проекты, все эти усилия будут бессмысленными.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» ситуацию с кадрами в отечественном судостроении генеральный директор проектного института «Морское инженерное бюро» Геннадий Егоров, главная проблема российского судостроения сейчас - это именно кадровая. «Уже сейчас главным тормозом выполнения поставленных (и кстати профинансированных) задач оказываются вовсе не технические проблемы, а отсутствие кадров, причем на всех уровнях - от рабочих до директоров», - уверен Егоров.
По мнению эксперта, ведущие заводы страны, такие как «Адмиралтейские верфи», «Красное Сормово», обеспечивают достойный уровень качества производства, особенно корпусных работ. «Однако надо четко представлять, что это качество обеспечивается специалистами с возрастом 50 лет и старше. Немного осталось в отрасли людей среднего возраста. Молодые люди конечно приходят и... уходят - работать тяжело, платят относительно мало. Так что отрасль сможет решить поставленные перед ней задачи, если будет решена главная проблема - проблема подготовки и удержания кадров», - полагает руководитель проектного бюро. По его мнению, решить эту проблему можно только системно - надо учить, «холить» и «лелеять» молодежь, необходимо обеспечить современные условия и организацию труда, достойную оплату. Надо четкое понимание - производительность и кадры взаимосвязаны. Поэтому следует особое внимание уделить образовательным учреждениям всех уровней и обеспечению их связи с производством (а ВУЗам и участие в исследованиях).
Как, в свою очередь, рассказал ИАА «ПортНьюс» заместитель генерального директора ОАО «Адмиралтейские верфи» (Санкт-Петербург, входит в ОСК) по персоналу и общим вопросам Игорь Савельев, предприятие уже давно выстраивает взаимосвязь между образованием и производством. Так, еще в 1999 году «Адмиралтейскими верфями» и Морским техническим университетом (Санкт-Петербург, СПб ГМТУ, известен также как Ленинградский кораблестроительный институт) была разработана и успешно реализована «Программа подготовки молодых специалистов» на факультете целевой контрактной подготовки по дневной и вечерней форме обучения. По словам Игоря Савельева, «Адмиралтейские верфи» – единственное предприятие, работники которого обучаются по специальной адаптированной программе обучения, ориентированной на конкретное производство.
Так, с 1999 по 2006 годы в СПб ГМТУ по заказу верфи были подготовлены 63 специалиста по специальности «Кораблестроение». А за 2000-2011 годы обучение на дневном отделении факультета целевой контрактной подготовки СПб ГМТУ прошли 189 специалистов (75 из них продолжают работать на заводе).
В рамках реализации упомянутой программы с 1999 по 2010 год подготовку на вечернем отделении СПБ ГМТУ прошли 106 адмиралтейцев (большинство из них – со среднетехническим образованием), получившие высшее образование по специальности «Экономика и управление на предприятии».
Сегодня в Морском техническом университете по специальности «Кораблестроение и океанотехника» по заказу верфи обучаются 31 студент дневного отделения (с 1 по 5 курс) и 20 первокурсников вечернего отделения (работники верфи, без отрыва от производства). В 2011 году 300 студентов ГМТУ прошли преддипломную практику на ОАО «Адмиралтейские верфи».
Всего сегодня на ОАО «Адмиралтейские верфи» трудятся 745 специалистов, в разные годы окончившие Ленинградский кораблестроительный институт или Санкт-Петербургский Морской технический университет - что составляет практически половину всех выпускников вузов (1656 человек), работающих сегодня на предприятии.
Как, в свою очередь, рассказал ИАА «ПортНьюс» заместитель декана факультета кораблестроения и океанотехники ГМТУ Николай Юрков, в настоящее время 50-60% выпускников работают по специальности. При этом основные конструкторские бюро, такие как Северное проектно-конструкторское бюро (ПКБ), ЦМКБ «Алмаз» достаточно укомплектованы специалистами.
«Распределения выпускников сейчас нет, так что все зависит от самого специалиста. Приличного человека, конечно же, порекомендует работодателю деканат, поможет устроиться по специальности», - отметил Николай Юрков. Он сообщил, что факультет также сотрудничает с такими конструкторскими бюро, как ЦНИИ им.акад. А.Н. Крылова, ЦМКБ «Алмаз», ЦКБ «Рубин», ЦКБ «Малахит», ЦКБ «Айсберг».
Выбираясь из ямы
Как бы то ни было, ситуация в отрасли усугубляется «демографической ямой» начала 90-х годов прошлого века. К тому же, престиж промышленных специальностей за время после распада Советского Союза сильно упал. Речь идет как о специалистах с высшим образованием, так и со средним специальным. Многие специальности в этот период вообще оказались никому не нужны. К примеру, за период 90-х-начала 2000-х годов Россия практически утратила школу атомного судостроения. Поэтому как частным компаниям, так и прежде всего государству придется прикладывать значительные усилия для повышения интереса молодых людей к производственной деятельности.
ОСК уже делает шаги в этом направлении. В частности, корпорация на днях взяла шефство над морской кадетской школой Северодвинска (в этом городе располагается завод ОСК «Севмаш»). Школа, преобразованная в кадетскую в 2010 году, с ноября этого года носит имя известного флотоводца и корабела Павла Григорьевича Котова. Президент ОСК Роман Троценко предложил включить в состав ее управляющего совета вице-президента ОАО «ОСК» Анатолия Тюкова.
«Шефство будет полезным и для школы, и, надеюсь, для самой судостроительной корпорации. Ведь в стенах нашего учреждения воспитывается молодое поколение корабелов и военных моряков, будущее Военно-морского флота России», — сказал директор морской кадетской школы капитан 1 ранга запаса Сергей Левадний. «Уверен, при непосредственной поддержке ОСК наше учебное заведение станет одним из лучших в Архангельской области», - отметил он.
В муниципальном образовательном учреждении «Кадетская школа» г. Северодвинска обучается более 600 учеников, которые помимо среднего общего образования получают базовые навыки в морском деле, изучают историю российского флота, а также посещают уроки патриотического воспитания.
Кроме того, ОСК организует обучение специалистов в сотрудничестве со своими зарубежными партнерами. Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в корпорации, обучение в Корее предлагается в Коджи-колледже, который находится в 5 км от предприятия DSME и 20 км от Samsung. Эта образовательная база создана для обучения в области судостроения, хотя готовит и некоторые гуманитарные специальности и является единственным учебным учреждением, получающим ежегодные дотации от правительства Кореи. «Каждый сотрудник судоверфи наших партнеров обязан пройти там обучение», - подчеркнули в отделе кадров ОСК.
В августе 2011 года Коджи подписало меморандум о сотрудничестве с Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ) и 4 профессора из Кореи нанесли визит в Россию с презентацией своего образовательного учреждения.
Обучение российских рабочих планируется по принципу OJT (On job trаining), при этом половина времени обучения слушатели проводят в классе и оставшуюся половину времени - в практических классах или на реальных рабочих местах под руководством опытных наставников. В январе 2012 года, при условии выбора корейцев в качестве поставщиков оборудования на строительство гигантского КОЦа (корпусообрабатывающего цеха), корейская сторона готова принять на стажировку 200 рабочих из ОАО «Дальневосточный завод «Звезда»» (входит в ОСК) в качестве первой группы для обучения. В дальнейшем уже согласовано соглашение об обучении сотрудников будущей судоверфи «Звезда DSME» по нескольким направлениям. В частности, в течение первых 2 лет работы новой верфи будет вестись обучение по первому направлению - строительство LNG-танкеров и в последующем по строительству FPU (Floating Production Unit, самоходное технологическое судно).
В рамках образовательной программы предполагается как обучение на рабочие специальности, так и управленческие – в области финансов, маркетинга, производства (внешнего и внутреннего), административного управления, логистики, снабжения, проектирования судов.
По каждому блоку прописана и выслана российским партнерам подробная программа обучения, которая сейчас согласуется обеими сторонами. Сроки обучения различны, зависят от специализации и составят от 4 месяцев для рабочих, до 10 месяцев у проектировщиков. Программы обучения находятся в разработке.
Коджи планирует и оказание практической помощи в организации собственного учебного центра СПО (среднего профобразования) в Большом Камне (Дальний Восток). С этой целью российской стороне выслано подробное описание центра - от плана помещений до требований к оборудованию.
Также заключено соглашение с Arctech Helsinki Shipyard (Финляндия) о стажировках на рабочем месте для рабочих основных производственных специальностей и инженерного состава. В настоящий момент формируется группа из 140-150 рабочих различных производственных специальностей для прохождения стажировки в 2012 году. Срок обучения составляет 4-6 месяцев. Само соглашение носит долговременный характер.
Таким образом, российские рабочие и менеджеры смогут получить передовой зарубежный опыт и овладеть современными технологиями судостроения.
Конечной целью кадровой и образовательной политики ОСК является возрождение системы подготовки кадров для отечественного судостроения, отвечающей требованиям XXI века.
В рамках реализации этого плана, между ректором Северного арктического федерального университета (САФУ) Еленой Кудряшовой и президентом ОСК Романом Троценко было подписано соглашение о создании института судостроения и морской арктической техники.
«Новый институт судостроения и морской арктической техники будет создан на базе технологического северодвинского кластера. По соглашению, «Севмашвтуз» (филиал Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. - Авт.) должен войти в состав САФУ к маю 2012 года. ОСК обязуется создать на нашей базе три тренировочных класса по судостроительным специальностям», - сообщила Елена Кудряшова на заседании наблюдательного совета САФУ 12 декабря 2011 года.
Стороны подписали Соглашение, основываясь на необходимости инновационного развития судостроительной отрасли, ее роли в обеспечении национальной безопасности и обороноспособности РФ и в соответствии с Морской доктриной РФ, Программой развития САФУ, Программой инновационного развития ОСК и другими программами.
Соглашением предусмотрены несколько направлений сотрудничества, в частности, создание системы мониторинга потребностей обществ группы ОСК в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов, развитие системы профориентации молодежи (пропаганда судостроительных профессий, организация кружков технического творчества, проведение конкурсов по судостроительной тематике), развитие целевой контрактной подготовки и переподготовки кадров, корректировка и разработка образовательных программ, развитие учебно-материальной базы САФУ и системы базовых кафедр и учебных центров университета на предприятиях ОСК.
Если подобные инициативы будут проявлять и другие компании, владеющие в России судостроительными активами, то можно предполагать, что в среднесрочной перспективе «кадровый голод» в отечественном судостроении будет постепенно сходить на нет. В противном случае огромные инвестиции в развитие отрасли, законодательные и прочие усилия попросту пропадут даром, а Россия, будучи морской державой, лишится целой перспективной отрасли экономики и попадет в зависимость от иностранного судостроения с соответствующими экономическими, политическими и социальными последствиями.
Виталий Чернов.