Профсоюзный напор
Российский профессиональный союз моряков потребовал от Минтранса России отменить обязательное прохождение переподготовки моряков каждые 5 лет, ограничившись простым тестированием. Эксперты опасаются, что выполнение этого требования резко снизит квалификацию плавсостава. Профсоюз также обратился к Владимиру Путину с возражениями против реформы морского образования.
Диплом дорогого стоит
На днях в Санкт-Петербурге прошел VII Съезд Российского профессионального союза моряков, который обратился с требованием к Министерству транспорта России доработать Положение о дипломировании членов экипажей морских судов таким образом, чтобы «максимально упростить и сократить срок процедуры подтверждения действительности дипломов и порядок продления срока их действия». По мнению участников Съезда, действующая система, когда моряк вынужден каждые 5 лет проходить дорогостоящую переподготовку в учебно-тренажерных центрах, не имеет практического смысла и лоббируется «бизнесменами от образования». «Требование о прохождении подготовки по занимаемой должности является избыточным и затратным для моряков, не имеет существенного практического смысла для реализации требований конвенции (международная Конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты ПДМНВ – ред.)», - говорится в обращении РПСМ. Обязательную переподготовку профлидеры предлагают заменить простым тестированием. Профсоюз полагает, что прохождение переподготовки тем, кто и так каждый день занимается своим делом, бессмысленно.
Кроме того, в РПСМ недовольны тем, что в подготавливаемой Минтрансом России новой редакции Положения о дипломировании членов экипажей морских судов содержится непримемлемая позиция, в соответствии с которой в дальнем плавании запрещается работать некоторым специалистам со средним специальным образованием.
Между тем, с 1 января 2012 года вступают в действие Манильские поправки к ПДМНВ, в соответствии с которыми сохраняется система подтверждения компетентности членов экипажей морских судов с периодичностью раз в 5 лет. Это обусловлено требованиями безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» начальник Морского учебно-тренажерного центра Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова Сергей Айзинов, судовые специалисты проходят обучение по действиям в чрезвычайных ситуациях, выживанию на море, оказанию первой медицинской помощи, борьбе с пожарами, проведению поисково-спасательных операций.
«К счастью, эти знания и навыки морякам требуются не каждый день, но это имеет и обратную сторону – то, чем не занимаешься ежедневно – забываешь, утрачиваются навыки. Поэтому переподготовка, refresh – курсы предназначены для восстановления забытых знаний и утраченных навыков», - говорит представитель морской академии. По его мнению, отмена этой подготовки в условиях роста аварийности на российском флоте выглядит совершенно нелогично. «Понятно, что профсоюзы пекутся о затратах моряков на обучение, но, к сожалению, безопасность требует вложения средств. Она никогда не бывает рентабельной», - уверен Айзинов.
По его мнению, вместо того, чтобы бороться за отмену переподготовки, профсоюзу стоило бы задуматься о ее финансировании по примеру морских профсоюзов США, обустраивающих на свои средства современные тренажерные центры.
Отметим, что с учетом последних трагических событий, связанных с водным транспортом, государство вряд ли пойдет навстречу профсоюзным пожеланиям. Скорее наоборот – требования к подготовке и переподготовке плавсостава будут только расти.
Море против реки
Между тем, в самом РПСМ качество подготовки морских специалистов в Академии им. Макарова не ставят под сомнение. Более того, Съезд профсоюза даже принял обращение к председателю правительства России Владимиру Путину с просьбой провести реформу морского образования в Санкт-Петербурге лишь в форме присоединения «Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций» к Академии им. Макарова. По мнению профсоюзных деятелей, качество подготовки в последней выше и морское образование нельзя равнять с речным.
«Анализ деятельности этих ВУЗов свидетельствует о том, что именно ГМА является основным центром подготовки плавсостава морских, речных и смешанного плавания судов всех типов, а также персонала установок, работающих на континентальном шельфе. ГМА является единственным ВУЗом страны, где готовят командный состав для работы на транспортных судах с ядерными энергетическими установками», - говорится в профсоюзном обращении Путину.
Напомним, в соответствии с планами реформы морского образования, в России планируется провести укрупнение соответствующих высших образовательных учреждений и создать единый Национальный морской университет.
Виталий Чернов, Маргарита Бабкова.
Диплом дорогого стоит
На днях в Санкт-Петербурге прошел VII Съезд Российского профессионального союза моряков, который обратился с требованием к Министерству транспорта России доработать Положение о дипломировании членов экипажей морских судов таким образом, чтобы «максимально упростить и сократить срок процедуры подтверждения действительности дипломов и порядок продления срока их действия». По мнению участников Съезда, действующая система, когда моряк вынужден каждые 5 лет проходить дорогостоящую переподготовку в учебно-тренажерных центрах, не имеет практического смысла и лоббируется «бизнесменами от образования». «Требование о прохождении подготовки по занимаемой должности является избыточным и затратным для моряков, не имеет существенного практического смысла для реализации требований конвенции (международная Конвенция по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты ПДМНВ – ред.)», - говорится в обращении РПСМ. Обязательную переподготовку профлидеры предлагают заменить простым тестированием. Профсоюз полагает, что прохождение переподготовки тем, кто и так каждый день занимается своим делом, бессмысленно.
Кроме того, в РПСМ недовольны тем, что в подготавливаемой Минтрансом России новой редакции Положения о дипломировании членов экипажей морских судов содержится непримемлемая позиция, в соответствии с которой в дальнем плавании запрещается работать некоторым специалистам со средним специальным образованием.
Между тем, с 1 января 2012 года вступают в действие Манильские поправки к ПДМНВ, в соответствии с которыми сохраняется система подтверждения компетентности членов экипажей морских судов с периодичностью раз в 5 лет. Это обусловлено требованиями безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» начальник Морского учебно-тренажерного центра Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова Сергей Айзинов, судовые специалисты проходят обучение по действиям в чрезвычайных ситуациях, выживанию на море, оказанию первой медицинской помощи, борьбе с пожарами, проведению поисково-спасательных операций.
«К счастью, эти знания и навыки морякам требуются не каждый день, но это имеет и обратную сторону – то, чем не занимаешься ежедневно – забываешь, утрачиваются навыки. Поэтому переподготовка, refresh – курсы предназначены для восстановления забытых знаний и утраченных навыков», - говорит представитель морской академии. По его мнению, отмена этой подготовки в условиях роста аварийности на российском флоте выглядит совершенно нелогично. «Понятно, что профсоюзы пекутся о затратах моряков на обучение, но, к сожалению, безопасность требует вложения средств. Она никогда не бывает рентабельной», - уверен Айзинов.
По его мнению, вместо того, чтобы бороться за отмену переподготовки, профсоюзу стоило бы задуматься о ее финансировании по примеру морских профсоюзов США, обустраивающих на свои средства современные тренажерные центры.
Отметим, что с учетом последних трагических событий, связанных с водным транспортом, государство вряд ли пойдет навстречу профсоюзным пожеланиям. Скорее наоборот – требования к подготовке и переподготовке плавсостава будут только расти.
Море против реки
Между тем, в самом РПСМ качество подготовки морских специалистов в Академии им. Макарова не ставят под сомнение. Более того, Съезд профсоюза даже принял обращение к председателю правительства России Владимиру Путину с просьбой провести реформу морского образования в Санкт-Петербурге лишь в форме присоединения «Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций» к Академии им. Макарова. По мнению профсоюзных деятелей, качество подготовки в последней выше и морское образование нельзя равнять с речным.
«Анализ деятельности этих ВУЗов свидетельствует о том, что именно ГМА является основным центром подготовки плавсостава морских, речных и смешанного плавания судов всех типов, а также персонала установок, работающих на континентальном шельфе. ГМА является единственным ВУЗом страны, где готовят командный состав для работы на транспортных судах с ядерными энергетическими установками», - говорится в профсоюзном обращении Путину.
Напомним, в соответствии с планами реформы морского образования, в России планируется провести укрупнение соответствующих высших образовательных учреждений и создать единый Национальный морской университет.
Виталий Чернов, Маргарита Бабкова.