ОАО «Ванинский морской торговый порт» в последнее время находится в центре скандалов. Как выяснилось, в компании возникло противостояние миноритарного акционера, связанного с En+ Group и менеджмента порта, опасающегося своего смещения. Дело дошло до обращений к высшему руководству страны. ИАА «ПортНьюс» удалось выяснить аргументы обеих сторон конфликта.
Революция менеджеров
Основным акционером стивидорной компании ОАО «Ванинский морской торговый порт» («Порт Ванино) в настоящее время является государство (по данным отчетности за III квартал 2011 года владеет 73,33% обыкновенных акций и 55% уставного капитала), миноритарным акционером – зарегистрированная на Кипре частная компания Soleggiato Investments Limited, связанная с группой En+ Group Олега Дерипаски (по данным отчетности за III квартал 2011 года владеет 21,64% обыкновенных акций и 28,12% уставного капитала порта).
В мае 2011 года Росимущество проводило аукцион по продаже государственного пакета акций «Порта Ванино». En+ Group участвовала в аукционе. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в En+, группа была готова заплатить в 6 раз больше стартовой цены пакета, составлявшей 934 млн руб., однако неизвестная рынку компания «Сэлтехстрой» сорвала аукцион, предложив высокую цену, которую потом не оплатила. В En+ Group считают, что ситуация со срывом аукциона была инициирована действующим менеджментом порта «Ванино» и является попыткой воспрепятствовать увольнению нынешнего руководства порта.
«Активность порта в публичной сфере связана, на наш взгляд, с предстоящими корпоративными событиями – советом директоров, на котором будет рассматриваться вопрос отставки действующего генерального директора», - пояснили ИАА «ПортНьюс» свое видение ситуации в En+.
Между тем, пресс-служба стивидорной компании распространила открытое обращение на имя президента России Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина, в котором содержатся жалобы на Soleggiato Investments Limited. В обращении утверждается, что кипрская компания намерена сократить рабочие места в порту и распространяет негативную информацию о деятельности компании, что наносит ущерб ее деловой репутации.
«Считаем, что распространение ими негативной информации о предприятии, которая не имеет ничего общего с действительностью, не что иное, как цель максимально снизить цену пакета акций предприятия и попытка не дать действительно заинтересованным в развитии порта компаниям его приобрести», - говорится в обращении менеджмента руководству России. «По всей видимости, они и сорвали аукцион по продаже порта Ванино», - в свою очередь пишут в стивидорной компании.
В En+ обвинения в желании сокращать рабочие места отвергают. Группой подготовлена инвестпрограмма развития предприятия, предполагающая увеличение грузооборота в течение 5 лет почти в 2 раза – до 10,5 млн тонн в год за счет развития перевалки новых видов грузов, включая зерно, оптимизацию модели работы порта, избавление от посреднических структур, аффилированных с менеджментом. Группа рассчитывает привлечь в порт международные контейнерные сервисы и увеличить объемы обработки контейнеров в 10 раз в ближайшие 5 лет.
«Компании, входящие в En+ Group, намерены в ближайшие 15 лет реализовать в Восточной Сибири крупные инвестиционные проекты в сфере металлургии и горной добычи, большая часть продукции которых ориентирована на азиатские рынки. Мы рассматриваем Ванино как «ворота» в азиатско-тихоокеанский регион, поэтому для нас очень важно наличие современного высокотехнологичного порта с развитой инфраструктурой и существенно большими мощностями, чем сегодня. Именно таким мы видим порт Ванино», - пояснили в En+.
Со своей стороны, менеджмент порта уверяет, что «за все годы сотрудничества En+ не вложили ни рубля в развитие инфраструктуры порта, являясь по сути пассивным акционером».
В En+ отвечают на это, что их представителей просто не допускают к участию в управлении стивидорной компанией. В качестве примера они указывают, что менеджмент порта отверг предложение группы по расширению площади имеющихся причалов для увеличения грузооборота и перевалки угля с предприятий, связанных с группой.
«Следует отметить, что в «программе развития» содержатся предложения, прямо направленные на нарушения в области транспортного, экологического, трудового и приватизационного законодательства, которые могут нанести вред имущественным интересам акционерного общества. С учетом мнений специалистов ОАО «Ванинский морской торговый порт» по различным сферам портовой деятельности подготовлены обоснованные возражения к программе и направлены в Росимущество. Основной вывод состоит в том, что программа должна пройти экспертное заключение», - говорится в заявлении пресс-службы «Порта Ванино».
Кроме того в заявлении говорится, что преференции, которых компания-грузовладелец, входящая в структуру миноритарного акционера, традиционно добивалась при установлении тарифов на услуги порта, позволяют только возмещать расходы при производстве работ и не дают возможности обществу аккумулировать средства для инвестиций в современное оборудование для перевалки пылящего груза. Перевалка глинозема стратегического партнера осуществляется в объеме 1,2 млн тонн в год.
В En+ информацию о преференциях отвергают, утверждая, что перевалка осуществляется по расценкам, установленным Федеральной службой по тарифам.
В погоне за пакетом
В группе, в то же время, не отрицают, что добиваются смещения действующего руководства стивидорной компании. По мнению акционера, оно продемонстрировало свою неэффективность, что выражается в низких показателях грузооборота. Следует отметить, что в этом миноритарного акционера поддерживает и основной – Росимущество, что не отрицают и в «Порту Ванино». Правда, свою неэффективность менеджмент отвергает.
В соответствии с данными государственной статистики, грузооборот ОАО «Ванинский морской торговый порт» (ВМТП) за 2010 года сохранился на уровне 2009 года и составил приблизительно 6 млн тонн. За январь-октябрь 2011 года объем перевалки компании снизился на 5,4% в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года – до приблизительно 4,85 млн тонн.
В соответствии со статистикой, опубликованной самой стивидорной компанией, объем перевалки экспортных грузов за 10 месяцев 2011 года составил 2 млн 128,9 тыс. тонн (-7%), через причалы порта было перегружено 765,4 тыс. тонн лесных грузов, 102,2 тыс. тонн алюминия и 1 млн 237,1 тыс. тонн угля. Грузооборот импортных грузов составил 1 млн 208,3 тыс. тонн (+11,9 %), в т.ч. 1 млн 44,6 тыс. тонн глинозема и 104,7 тыс. тонн нефтекокса. С начала года перевалено 267,3 тыс. тонн каботажных грузов, из них 151 тыс. тонн угля. Грузооборот паромной переправы Ванино-Холмск составил 1 млн 264,2 тыс. тонн (-4%). С января по октябрь т. г. под обработкой находилось 1 тыс.57 судов, из них 577 парома, а также 46,1 тыс. железнодорожных вагонов. Перевалка контейнерных грузов в отчетном периоде составила 6,2 тыс. TEUs.
В соответствии с квартальным отчетом стивидорной компании, ее чистая прибыль за 9 месяцев 2011 года по российским стандартам бухгалтерского учета выросла в 2 раза в сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года – до 193 млн 391 тыс. руб. Выручка возросла на 12,6% - до 1 млрд 169 млн 280 руб. На долю экспорта пришлось 38,3% доходов общества. Основными факторами, повлиявшими на изменение финансовых показателей. в отчете называются изменения в структуре грузооборота и изменение тарифов ФСТ.
По всей видимости, конфликты и скандалы вокруг стивидорной компании связаны с борьбой за контроль над ней, спровоцированной желанием государства продать контрольный пакет акций. En+ свой интерес и не скрывает – тем более, что компания уже является акционером порта. В заявлении менеджмента стивидорной компании также содержится ссылка на некие компании, которые «действительно» заинтересованы в развитии предприятия.
Отметим, что в настоящее время на Дальнем Востоке на самом деле активно развиваются порты, ориентированные на экспорт угля и зерна. С учетом того, что в соответствии с планами ОАО «Российские железные дороги» пропускная способность железной дороги к порту Ванино должна увеличиться к 2013 году до 30 млн тонн, а к 2020 году – до 50 млн тонн, то ценность стивидорной компании будет расти. Кроме того, уже в конце 2012 года планируется ввести в эксплуатацию Кузнецовский тоннель.
Виталий Чернов.