Минфин тронул лед
Проектом федерального бюджета России на 2012 год и плановый период 2013-14 годов предусмотрено выделение 20 млрд руб. на строительство атомного ледокола и более 17 млрд руб. на строительство дизельных. В то же время, по оценкам экспертов, эту сумму придется увеличивать.
Маловато будет
На строительство универсального атомного ледокола в проекте бюджета предусмотрено выделение по 5 млрд руб. в 2012 и 2013 годах и 10 млрд руб. в 2014 году. Кроме того, на техническое перевооружение радиационной лаборатории с целью ускорения работ по созданию материалов для атомной энергоустановки (АЭУ) атомных ледоколов и плавучих АЭС и повышения достоверности экспертных работ по определению ресурса атомного энергетического оборудования предусмотрено выделение в 2012 году 25 млн руб.
Что касается линейных ледоколов, то на строительство дизельного ледокола мощностью 25 МВт предусмотрено бюджетное финансирование в объеме 2 млрд 356,5 млн руб. в 2012 году, 1 млрд 551,1 млн руб. в 2013 году и 2 млрд 356,5 млн в 2014 году. Таким образом, общий объем финансирования строительства ледокола предусмотрен на уровне 6,26 млрд руб.
На строительство линейных дизель-электрических ледоколов мощностью 16 МВт предусмотрено выделение около 11 млрд руб., в том числе в 2012 и 2013 годах по 5,4 млрд руб., в 2014 году – 201,6 млн руб.
В то же время, как рассказали ИАА «ПортНьюс» эксперты одного из проектных институтов, стоимость ледокола 25 МВт по актуальным на данный момент ценам составляет от 8 млрд руб., а ледокола 16 МВт – не менее 4 млрд руб. Если учесть, что изначально планировалось построить 3 ледокола 16 МВт, то предусмотренных проектом бюджета средств на них также не хватит.
При этом, в настоящее время уже готов проект ледокола 25 МВт, а что касается проекта ледокола 16 МВт, то он нуждается в доработке в соответствии с практикой эксплуатации существующих подобных судов «Москва» и «Санкт-Петербург».
Дебет и кредит
Между тем, сам факт того, что средства на ледоколы все же вошли в бюджет, уже означает сдвиг с «мертвой точки». Наличие бюджетного финансирования позволяет как минимум приступить к строительству ледоколов, а в дальнейшем возможна корректировка бюджетных ассигнований или привлечение дополнительного финансирования по другим схемам.
При этом, вероятность успешного прохождения данных строчек бюджета через Федеральное собрание весьма велика, поскольку председатель правительства России и лидер партии «Единая Россия» (составляющей парламентское большинство) Владимир Путин неоднократно заявлял о необходимости развития отечественного судостроения, увеличения транспортно-транзитного потенциала и освоения Арктики, что немыслимо без наращивания ледокольного флота.
Зимняя навигация в Финском заливе 2010-11 годов наглядно продемонстрировала, чем может обернуться отказ от расходов на строительство новых мощных ледоколов. Потери экономики от простоя судов на подходе к российским портам и недостатка ледокольного флота в Арктике обернутся несопоставимо большими убытками, чем издержки на строительство новых ледоколов. Следует отметить, что заявленная программа создания 1 атомного и 4 линейных ледоколов – лишь начало обширной программы наращивания ледокольного флота России.
Включение правительством в проект бюджета расходов на строительство ледоколов также может ускорить процессы реструктуризации судостроительной отрасли России, поскольку тот же «Балтийский завод», имеющий обширный опыт создания ледоколов, до сих пор пребывает в крайне тяжелом финансовом положении, и его дальнейшая судьба остается неясной.
Как ранее сообщал заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, вопрос об объявлении конкурса на строительство ледокола или о назначении распоряжением президента России исполнителя по данному контракту (проект распоряжения уже подготовлен) разрешится до конца 2011 года.
Виталий Чернов.
Маловато будет
На строительство универсального атомного ледокола в проекте бюджета предусмотрено выделение по 5 млрд руб. в 2012 и 2013 годах и 10 млрд руб. в 2014 году. Кроме того, на техническое перевооружение радиационной лаборатории с целью ускорения работ по созданию материалов для атомной энергоустановки (АЭУ) атомных ледоколов и плавучих АЭС и повышения достоверности экспертных работ по определению ресурса атомного энергетического оборудования предусмотрено выделение в 2012 году 25 млн руб.
Что касается линейных ледоколов, то на строительство дизельного ледокола мощностью 25 МВт предусмотрено бюджетное финансирование в объеме 2 млрд 356,5 млн руб. в 2012 году, 1 млрд 551,1 млн руб. в 2013 году и 2 млрд 356,5 млн в 2014 году. Таким образом, общий объем финансирования строительства ледокола предусмотрен на уровне 6,26 млрд руб.
На строительство линейных дизель-электрических ледоколов мощностью 16 МВт предусмотрено выделение около 11 млрд руб., в том числе в 2012 и 2013 годах по 5,4 млрд руб., в 2014 году – 201,6 млн руб.
В то же время, как рассказали ИАА «ПортНьюс» эксперты одного из проектных институтов, стоимость ледокола 25 МВт по актуальным на данный момент ценам составляет от 8 млрд руб., а ледокола 16 МВт – не менее 4 млрд руб. Если учесть, что изначально планировалось построить 3 ледокола 16 МВт, то предусмотренных проектом бюджета средств на них также не хватит.
При этом, в настоящее время уже готов проект ледокола 25 МВт, а что касается проекта ледокола 16 МВт, то он нуждается в доработке в соответствии с практикой эксплуатации существующих подобных судов «Москва» и «Санкт-Петербург».
Дебет и кредит
Между тем, сам факт того, что средства на ледоколы все же вошли в бюджет, уже означает сдвиг с «мертвой точки». Наличие бюджетного финансирования позволяет как минимум приступить к строительству ледоколов, а в дальнейшем возможна корректировка бюджетных ассигнований или привлечение дополнительного финансирования по другим схемам.
При этом, вероятность успешного прохождения данных строчек бюджета через Федеральное собрание весьма велика, поскольку председатель правительства России и лидер партии «Единая Россия» (составляющей парламентское большинство) Владимир Путин неоднократно заявлял о необходимости развития отечественного судостроения, увеличения транспортно-транзитного потенциала и освоения Арктики, что немыслимо без наращивания ледокольного флота.
Зимняя навигация в Финском заливе 2010-11 годов наглядно продемонстрировала, чем может обернуться отказ от расходов на строительство новых мощных ледоколов. Потери экономики от простоя судов на подходе к российским портам и недостатка ледокольного флота в Арктике обернутся несопоставимо большими убытками, чем издержки на строительство новых ледоколов. Следует отметить, что заявленная программа создания 1 атомного и 4 линейных ледоколов – лишь начало обширной программы наращивания ледокольного флота России.
Включение правительством в проект бюджета расходов на строительство ледоколов также может ускорить процессы реструктуризации судостроительной отрасли России, поскольку тот же «Балтийский завод», имеющий обширный опыт создания ледоколов, до сих пор пребывает в крайне тяжелом финансовом положении, и его дальнейшая судьба остается неясной.
Как ранее сообщал заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, вопрос об объявлении конкурса на строительство ледокола или о назначении распоряжением президента России исполнителя по данному контракту (проект распоряжения уже подготовлен) разрешится до конца 2011 года.
Виталий Чернов.