«Атомфлот» продадут по акции
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ о разрешении приватизации ФГУП «Атомфлот» и находящихся в его ведении атомных ледоколов. Это подготавливает нормативно-правовую базу для акционирования госпредприятия.
Указом президента России от 28.09.2011 №1256 вносятся изменения в список объектов, приватизация которых запрещена Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. В соответствии с документом, из числа таких объектов исключаются атомные ледоколы, причалы для их обслуживания и «Атомфлот», в ведении которого данные объекты находятся в настоящее время.
Как пояснили ИАА «ПортНьюс» в государственной корпорации «Росатом», в составе которой находится ФГУП «Атомфлот», данный указ открывает путь к преобразованию «Атомфлота» в открытое акционерное общество. При этом в «Росатоме» подчеркнули, что 100% акций предприятия будет находиться в собственности государства в лице «Росатома», а о продаже ледоколов сторонним компаниям речи не идет.
Акционирование «Атомфлота» позволит предприятию воспользоваться преимуществами ОАО в сравнении с ФГУПом. «ОАО «Росатомфлот» по сравнению с ФГУП «Атомфлот» будет иметь огромное количество преимуществ для ведения хозяйственно-коммерческой деятельности. Даже если говорить о привлечении кредитов, то банки активней взаимодействуют как раз с ОАО, чем с ФГУПАми», – пояснили в «Росатоме».
Отметим, что руководством России поставлена задача активного освоения Северного морского пути и превращения его в реальную альтернативу традиционному маршруту через Суэцкий канал. Между тем, тарифы на ледокольную проводку остаются основным препятствием для его активного использования. Возможно, статус ОАО позволит предприятию проводить более гибкую финансовую и тарифную политику. Кроме того, атомные ледоколы планируется использовать и в ходе зимней навигации в Финском заливе в качестве поддержки дизель-электрических ледоколов ФГУП «Росморпорт». Атомоходы используются даже в коммерческих турах по Арктике. Акционирование позволит развивать все эти направления более гибко.
Хотя в настоящее время утверждается, что государство будет владеть 100% акций «Атомфлота», не исключено, что часть акций впоследствии будет реализована через IPO или другим способом. На это указывает тот факт, что на IPO планируют выходить такие стратегически важные государственные предприятия, как «Объединенная судостроительная корпорация» и «Совкомфлот». Кроме того, президентом был взят курс на сокращение участия государства в экономике.
Другой аспект связан с планами по строительству новых атомных ледоколов. В октябре 2011 года должен решиться вопрос об исполнителе контракта на строительство атомного ледокола нового поколения. Как сообщил ранее министр транспорта России Игорь Левитин, на эти цели планируется выделить 20 млрд руб. средств федерального бюджета в течение трех лет. Акционирование «Атомфлота» также предоставит более широкие возможности привлечения заемных средств на строительство новых судов.
Отметим, что указом президента дизель-электрические ледоколы пока оставлены в списке объектов, запрещенных к приватизации. Тем не менее, существуют и планы акционирования ФГУП «Росморпорт», в чьем ведении находятся ледоколы такого типа.
Виталий Чернов.
Указом президента России от 28.09.2011 №1256 вносятся изменения в список объектов, приватизация которых запрещена Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. В соответствии с документом, из числа таких объектов исключаются атомные ледоколы, причалы для их обслуживания и «Атомфлот», в ведении которого данные объекты находятся в настоящее время.
Как пояснили ИАА «ПортНьюс» в государственной корпорации «Росатом», в составе которой находится ФГУП «Атомфлот», данный указ открывает путь к преобразованию «Атомфлота» в открытое акционерное общество. При этом в «Росатоме» подчеркнули, что 100% акций предприятия будет находиться в собственности государства в лице «Росатома», а о продаже ледоколов сторонним компаниям речи не идет.
Акционирование «Атомфлота» позволит предприятию воспользоваться преимуществами ОАО в сравнении с ФГУПом. «ОАО «Росатомфлот» по сравнению с ФГУП «Атомфлот» будет иметь огромное количество преимуществ для ведения хозяйственно-коммерческой деятельности. Даже если говорить о привлечении кредитов, то банки активней взаимодействуют как раз с ОАО, чем с ФГУПАми», – пояснили в «Росатоме».
Отметим, что руководством России поставлена задача активного освоения Северного морского пути и превращения его в реальную альтернативу традиционному маршруту через Суэцкий канал. Между тем, тарифы на ледокольную проводку остаются основным препятствием для его активного использования. Возможно, статус ОАО позволит предприятию проводить более гибкую финансовую и тарифную политику. Кроме того, атомные ледоколы планируется использовать и в ходе зимней навигации в Финском заливе в качестве поддержки дизель-электрических ледоколов ФГУП «Росморпорт». Атомоходы используются даже в коммерческих турах по Арктике. Акционирование позволит развивать все эти направления более гибко.
Хотя в настоящее время утверждается, что государство будет владеть 100% акций «Атомфлота», не исключено, что часть акций впоследствии будет реализована через IPO или другим способом. На это указывает тот факт, что на IPO планируют выходить такие стратегически важные государственные предприятия, как «Объединенная судостроительная корпорация» и «Совкомфлот». Кроме того, президентом был взят курс на сокращение участия государства в экономике.
Другой аспект связан с планами по строительству новых атомных ледоколов. В октябре 2011 года должен решиться вопрос об исполнителе контракта на строительство атомного ледокола нового поколения. Как сообщил ранее министр транспорта России Игорь Левитин, на эти цели планируется выделить 20 млрд руб. средств федерального бюджета в течение трех лет. Акционирование «Атомфлота» также предоставит более широкие возможности привлечения заемных средств на строительство новых судов.
Отметим, что указом президента дизель-электрические ледоколы пока оставлены в списке объектов, запрещенных к приватизации. Тем не менее, существуют и планы акционирования ФГУП «Росморпорт», в чьем ведении находятся ледоколы такого типа.
Виталий Чернов.
Справка:
В настоящее время в состав действующего флота входят 4 атомных ледокола с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тыс. л. с. Это атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»; два ледокола – «Таймыр» и «Вайгач» – с однореакторной установкой мощностью 40 тыс. л. с., атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» с реакторной установкой аналогичной мощности. В состав флота атомного технологического обслуживания входят две плавучих технических базы – «Имандра» и «Лотта», спецтанкер «Серебрянка» для жидких радиоактивных отходов, судно дозиметрического контроля «Роста-1». В отстое находятся три атомных ледокола – «Ленин», «Арктика» и «Сибирь» и две плавучих технических базы – «Лепсе» и «Володарский». Базой ремонта и обслуживания атомного ледокольного флота является береговая промышленная структура предприятия «Атомфлот».