Усть-Лужские лендлорды
Динамичное развитие порта Усть-Луга вызывает повышенный интерес инвесторов к припортовым территориям. Заказчик-застройщик порта – ОАО «Компания Усть-Луга» – реализует проект создания припортовой промышленно-производственной, рекреационной и социальной зоны. О планах создания здесь логистического и индустриально-офисного центра и даже аэропорта заявило также ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга». В связи с растущим интересом, в ОАО «Компания Усть-Луга» опасаются спекуляций с землями вокруг порта.
Земли обетованные
Порт Усть-Луга развивается быстрыми темпами. Так, его грузооборот по итогам I полугодия 2011 года вырос на 56% - до 9 млн тонн. В текущем году заработал экспортный терминал нефтепродуктов «Роснефтьбункер», по итогам года только его грузооборот может достигнуть 10 млн тонн. Кроме того, осенью должны начаться отгрузки нефти, которая будет доставляться в Усть-Лугу по Балтийской трубопроводной системе-2 (БТС-2). Кроме того, до конца года ожидается запуск контейнерного терминала «Национальной контейнерной компании» с пропускной способностью на первом этапе в 440 тыс. TEUs в год, а при полном развитии - 3 млн TEUs в год. Развивается и терминал «Юг-2», через который в 2011 году планируется перегрузить 160 тыс. иномарок, а также другие действующие в порту терминалы. Помимо этого, планируется построить новые – в частности, зерновой и минеральных удобрений.
Если учесть такое быстрое развитие и тот факт, что порт расположен в стороне от крупных поселений и обладает значительным «хинтерлэндом», то интерес к припортовой территории все более повышается. Причем как у инвесторов и девелоперов, планирующих создание вокруг порта логистических, индустриальных, офисных и социальных объектов, так и у спекулянтов, рассчитывающих на рост стоимости земельных участков и потому готовых их скупать, пока они относительно дешевы.
Говоря об инвесторах, то, прежде всего, проекты комплексного развития территории есть у компании, занимающейся развитием порта – ОАО «Компания Усть-Луга», которая планирует построить город портовиков и соответствующую социальную и рекреационную инфраструктуру, а также промышленную зону. В частности, в ней может быть размещено нефтеперерабатывающее производство (нацеленное на нефть БТС-2). О том, что федеральный центр поддерживает идею создания такой зоны близ порта, заявил в ходе посещения Усть-Луги министр регионального развития России Виктор Басаргин.
Кроме того, о крупном инвестпроекте освоения припортовых территорий заявило ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга». Как рассказал ИАА «ПортНьюс» заместитель директора по развитию ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга» Александр Фельснер, в рамках проекта предполагается строительство грузового международного аэропорта с возможной бизнес-пассажирской составляющей, логистического центра, индустриально-офисной, жилой и рекреационной зон.
В частности, планируется создание «сухого порта» для контейнеров с проведением таможенных операций. Это особенно актуально в связи с появлением приказа ФТС о раздельном хранении грузов, прошедших и непрошедших таможенный контроль, ведь данный «сухой порт» будет располагаться вне границ порта. Это сделает целесообразным хранение здесь порожних контейнеров и их сортировку.
Также планируется размещение сборочных производств, на которых бы производилась мелкая сборка и компоновка прибывших в порт грузов, а также бизнес-индустриального парка, в котором будут совмещаться офисные и производственные помещения.
Кроме того, предусмотрена зона для хранения грузов с 1 по 5 классы опасности, что, по словам Фельснера, согласовано с соответствующими организациями.
Что касается подъездных железнодорожных путей, то ОАО «РЖД» запланирована их реконструкция, а станция Лужская будет способна пропустить до 80 млн тонн грузов в год. Также прорабатывается вопрос о возможном отведении железнодорожной ветки к территории Мультимодального комплекса (порядка 8 км), техническое обоснование уже имеется.
По словам Александра Фельснера, ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга» никак не связано с ОАО «Компания Усть-Луга», эту же информацию подтвердили в «Компании Усть-Луга». Как пояснили ИАА «ПортНьюс» в последней, активность инвесторов, направленная на развитие припортовых территорий, только приветствуется.
Тем не менее, в «Компании Усть-Луга» опасаются нездоровой спекулятивной активности недобросовестных предпринимателей. В этой связи региональным и муниципальным властям предложено четко определить границы соответствующих припортовых кластеров и согласовать дальнейшие действия по реализации проекта между ОАО «Компания Усть-Луга» и областными комитетами.
Отметим, что опыт создания индустриальных зон вокруг портов широко распространен в мире, однако для России опыт Усть-Луги будет, пожалуй, первым. Похожий проект также реализуется в Усть-Донецком речном порту группой «Азово-Донское пароходство».
Виталий Чернов.