Девять больше шестидесяти?
Россия является уникальной страной по количеству морских портов. При этом многие из них расположены в таких климатических и географических условиях, что осуществление в них лоцманской проводки нецелесообразно с коммерческой точки зрения, так как требуется проводка малотоннажных судов и государство вынуждено, тем или иным способом, изыскивать средства для их субсидирования.
Как прокомментировал планы создания государственной лоцманской службы в беседе с журналистами заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, сегодня в 60 российских портах требуется лоцманская проводка. При этом негосударственные (частные) лоцманские компании оказывают услуги лишь в 9 портах. Оставшиеся порты и гавани обслуживаются лоцманами ФГУП «Росморпорт», поскольку эти операции там убыточны и частному бизнесу не интересны.
«Я всегда привожу в пример Астрахань, где дальность лоцманской проводки судов составляет 120 км, при этом ходят малотоннажные суда, которые много не заплатят. Желающих оказывать там услуги я пока не обнаружил, хотя были призывы, - рассказал Виктор Олерский. - Я - за конкуренцию, но только не в этом виде деятельности. Какие-то вещи нужно выпускать из рук государства, а какие-то закреплять в них навсегда. Никому же не приходит в голову создавать частные диспетчерские службы в аэропортах! Соответственно, в тех сферах, где требуется обеспечение повышенной безопасности, ситуацию должно контролировать государство».
Отметим, что ранее Игорь Русу, занимавший тогда должность генерального директора ФГУП «Росморпорт», говорил об убыточности лоцманской составляющей в деятельности предприятия. Речь даже шла о возможном отказе «Росморпорта» от предоставления услуг по лоцманской проводке в тех портах, где «Росморпорт» вынужден осуществлять ее себе в убыток, так как официальной обязанности этого делать у предприятия нет. С полным текстом комментария Игоря Русу на эту тему, данного осенью 2010 года, можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Однако госпредприятие продолжает оказывать эти услуги, компенсируя свои убытки за счет доходов от других направлений деятельности.
Действительно, по данным финансовой отчетности ФГУП «Росморпорт» за 2010 год, доход предприятия от получения лоцманского сбора в объеме 796 млн руб. оказался ниже расходов на обеспечение лоцманской деятельности почти в 1,4 раза. По финансовому плану на 2011 год доход ожидается в объеме 867,9 млн руб., а расходы – в объеме 1,28 млрд руб. Таким образом, соотношение доходов и расходов этого вида деятельности практически не поменяется. При этом самая большая статья расходов приходится на выплату вознаграждения лоцманам – 640,9 млн руб., так как «Росморпорт» вынужден содержать большой штат для обеспечения бесперебойной проводки судов во всех портах страны.
В то же время, по экспертной оценке, предоставленной ИАА «ПортНьюс» председателем межрегионального профсоюза лоцманов Владимиром Кабановым, общий годовой объем рынка лоцманских услуг в России составляет от 2,4 млрд руб. до 3 млрд руб.
Соответственно, на долю негосударственных лоцманов приходится порядка 1,5-2,1 млрд руб. годовой выручки. При том, что негосударственные структуры работают только в 9 портах страны из 60.
По расчетам Владимира Кабанова, чистая прибыль негосударственных лоцманских организаций, работающих в этих портах, в среднем доходит до 50% от выручки. При этом речь идет о портах с самым высоким показателем грузооборота (к примеру, около 70 млн тонн в год в одном только порту Приморск). Таким образом, совокупную чистую прибыль негосударственных лоцманских структур можно оценить от 750 млн руб. до 1 млрд руб. в год, при чистом убытке «Росморпорта» порядка 420 млн руб.
В случае создания лоцманского ФГУ, наделенного единоличным правом оказания услуг по лоцманской проводке судов в портах России, прибыль, ныне получаемая владельцами негосударственных лоцманских компаний, будет аккумулирована в единой лоцманской службе. Таким образом, ее чистая прибыль может составить от 330 млн руб. до 580 млн руб.
Это, с одной стороны, позволит избавить «Росморпорт» от субсидирования лоцманской функции за счет изъятия средств с других направлений деятельности предприятия, а с другой – получить дополнительные средства на обновление флота, оборудования и профессиональную подготовку лоцманов.
При том понятно, что это произойдет ценой потери рынка для негосударственных лоцманских структур и потому вызовет соответствующую негативную реакцию со стороны бизнес-сообщества. Насколько цель оправдывает средства – решать государству, которое несет ответственность за безопасность в морских портах. Для этого потребуется внесение соответствующих изменений в Кодекс торгового мореплавания, так что данный вопрос будет решаться не только исполнительной властью, но и законодателями.
Виталий Чернов.