Президент Beluga Shipping Нильс Стольберг: «Частью нашей стратегии является регулярное использование Севморпути»
Beluga Shipping, специализирующаяся на морских перевозках негабаритов, стала первой коммерческой иностранной судоходной компанией, успешно перевезшей транзитный груз по Северному морскому пути. О дальнейших планах компании, влиянии мирового финансового кризиса, тенденциях рынка, мерах по борьбе с пиратством и перспективах использования альтернативных видов топлива на морских судах в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает президент и генеральный директор Beluga Shipping GmbH Нильс Стольберг.
- Господин Стольберг, расскажите, как компании удалось пережить кризис, чувствуете ли вы его последствия?
- Тяжелая работа, инновационные подходы, гибкое сочетание при необходимости негабаритных и генеральных грузов, плюс мощный флот, способный удовлетворить требования клиентов, позволил нам продержаться в течение мирового экономического кризиса.
Мы пострадали от кризиса меньше других судоходных компаний. Мощным импульсом стали инвестиции, сделанные в 2010 году Oaktree Capital Management. Альянс c этой компанией сформировал партнерство между двумя инновационными, сильными и успешными сторонами, исповедующими одинаковую стратегию и философию. Финансовая инъекция поможет выгодно осуществлять стратегические инвестиции и продолжать реализацию наших долгосрочных планов. Мы сможем усилить наши лидирующие позиции на мировом рынке транспортировки негабаритных и тяжеловесных грузов и эффективно реализовать наш вход в бурно развивающийся оффшорный сектор. В свою очередь, Oaktree Capital Management получает долю в экономическом успехе.
Что касается текущей ситуации на рынке, то первая половина 2011 года ясно показывает, что единственным сегментом, где могут быть получены прибыльные ставки и маржи, является транспортировка сверхтяжелых грузов весом более 700 тонн. Можно заметить, что стабильность ставок увеличивается с весом груза. Вообще в ближайшие годы мы ожидаем позитивного развития рынка проектных и тяжелых грузов. Однако, бизнес все еще остается весьма напряженным и сложным.
Кроме того, рынок в целом в настоящее время находится под сильным влиянием двух основных факторов. Во-первых, пиратство становится причиной более высоких расходов на транспортировку в открытом море (меры безопасности, корректировка маршрутов и т.д.). Во-вторых, австралийский рынок находится в определенном кризисе после того, как наводнения и штормы уничтожили ценную инфраструктуру. Надеюсь, мы будем лучше видеть перспективы развития рынка во второй половине 2011 года, а в первой его половине серьезных изменений не произойдет. Думаю, лучшие результаты продемонстрируют перевозчики, располагающие широкой международной сетью.
- Пожалуйста, расскажите о результатах компании в 2010 году?
- В 2010 году оборот Beluga составил 500 млн евро, что на 100 млн евро превышает результаты 2009 года и даже 2008 года, когда оборот составил около 420 млн евро. Основным бизнесом Beluga остается транспортировка проектных и тяжелых грузов.
- Какова судостроительная программа компании?
- Имея во флоте мощные суда серии Beluga P1-/P2, наши эксперты планируют построить еще одну серию Beluga P3, предназначенную для транспортировки сверхтяжелых грузов.
Соответствующее судно уже существует на чертежной доске: оно обладает XXL-трюмом и крановой мощностью, достигающей 2 тыс. тонн. Рыночные условия для таких судов за последние 18 месяцев существенно улучшились, что позволит Beluga Shipping в дальнейшем укреплять свои позиции на мировом рынке транспортировки негабаритных и тяжеловесных грузов.
Мы также входим в новые сегменты, такие как оффшор. Мы создали совместное предприятие с немецкой строительной компанией HOCHTIEF Construction AG. Новое предприятие называется BELUGA HOCHTIEF Offshore GmbH, которое будет поставлять специальные суда, оборудованные кранами для погрузки, транспортировки и установки оборудования и фундамента на воде. Суда длиной 135 метров, шириной 40 метров и дедвейтом 8 тыс. тонн будут оборудованы крановым механизмом с грузоподъемностью до 1,5 тыс. тонн. Объединение опыта обоих партнеров (Beluga Shipping и HOCHTIEF Construction) дает уверенность в успехе предприятия и мы считаем, что данный рынок обладает огромным потенциалом в глобальном масштабе. Первое судно BELUGA HOCHTIEF Offshore находится уже в стадии строительства на верфи Крист в Гданьске (Польша). Поставка первого судна намечена на середину 2012 года.
Кроме того, мы планируем расширить флот Beluga судами, обслуживающими сектор ветряных электростанций, установленных на воде. На верфи Lloyd в Бремерхафене (Германия) скоро начнется строительство судна по укладке кабеля. Относящееся к совместному предприятию с Deutsche Offshore Consult (DOC), судно CLV Beluga Connection длиной 110 метров будет построено до лета 2012 года. Судно способно укладывать силовой кабель на глубину до 50 метров.
- Что вы думаете о перспективах трафика по Северному морскому пути и его рентабельности?
- Частью нашей коммерческой стратегии является использование Северного морского пути во время летней навигации как можно более регулярно. С учетом одобрения администрации Севморпути мы, возможно, будем доставлять проектные грузы в Сибирь снова, как в 2010 и 2009 годах. С коммерческой точки зрения - и не в последнюю очередь принимая во внимание, что использование арктического маршрута сокращает выбросы CO2 по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, мы надеемся, что экономически наиболее привлекательный Северный морской путь станет зоной растущего трафика. Это было бы важно для специализированных перевозчиков, таких как Beluga Shipping, так как растущий в Сибири рынок проектных и тяжеловесных грузов предлагает много возможностей, как для судоходных компаний, так и для местной экономики.
- Какие виды грузов вы собираетесь транспортировать по Северному морскому пути, их объемы и направления?
- В Сибири особенно интенсивно развивается нефтегазодобывающая отрасль. Поэтому, безусловно, требуется доставка супертяжелых модулей для данной отрасли в Новый Порт / Ямбург. В рамках этих проектов можно ожидать грузы весом около 1 тыс. тонн.
- Недавно судно вашей компании было захвачено пиратами, были жертвы. Какие меры вы планируете предпринимать, чтобы снизить опасность захвата судов?
- Мы уже применяем несколько защитных мер. Все суда обеспечены «цитаделью», то есть защищенным помещением, в котором укрывается экипаж в случае нападения пиратов.
Кроме того, мы используем рулоны колючей проволоки НАТО, водно-химический спрей, блокируем доступ к надстройке судна, принимаем участие в конвойных рейсах, учим наших моряков на регулярных семинарах и практикумах, как себя вести в случае нападения пиратов.
Трагический случай с MV Beluga Nomination, к сожалению, показал, что если нет военной поддержки, то этих мер недостаточно. Мы нанимаем персонал для охраны судов. Некоторые суда из-за повышенного риска были перенаправлены на маршрут вокруг мыса Доброй Надежды. Инвестиции в эти дополнительные меры безопасности только до апреля 2011 года достигли двузначной цифры в миллионах.
Кроме того, некоторое время назад мы уже представили наше мнение о новой концепции обеспечения безопасности судов федеральному правительству Германии в Берлине вместе с ассоциацией немецких судовладельцев.
Согласно этой концепции, планируется оборудование трех береговых баз, укомплектованных квалифицированным персоналом по безопасности. Из этих постов вооруженные сотрудники безопасности могли бы перевозиться на борт торгового судна и высаживаться с него после прохождения опасной зоны.
Ассоциация немецких судовладельцев поддерживает эту рекомендацию, которая сейчас находится на рассмотрении в Федеральном министерстве обороны. В качестве таких сил рассматривается подразделение федеральной полиции или морской пехоты.
Если же судно идет не под флагом Германии, аналогичное решение должно применяться в сотрудничестве с другими государствами.
Как судовладельцы, мы более чем готовы оказать финансовое содействие такому систематического подходу, который способствует безопасности гражданского торгового флота.
Следовательно, мы требуем быстрых решений федерального правительства. Поскольку это вопрос о спасении человеческой жизни. Несомненно, пираты более профессиональны, более организованны и не в последнюю очередь более агрессивны и склонны к насилию, чем когда-либо прежде.
- В последние годы ужесточились требования к выбросам с судов. Какие виды топлива вы считаете наиболее перспективными для навигации в будущем, что вы думаете об использовании скрубберов?
- В целом, значительное сокращение выбросов и одновременно развитие эффективности эксплуатации судна являются одним из наших приоритетов. Промытая от выхлопных газов скруббером сера будет эффективной мерой в будущем, однако на сегодняшний день это еще сложноосуществимо.
Что касается более жестких требований к выбросам, то у нас нет возможности изменить модификации машины для четырехтактных двигателей, которые мы используем, но вместо этого необходимо найти приемлемые решения с модифицированными скрубберами или, например, использовать сжиженный природный газ (СПГ). Это, в свою очередь, требует гораздо больше танков, кроме того, портовая инфраструктура бункеровки СПГ не совместима с нашим флотом.
На сегодняшний день бункеровка СПГ является хорошей альтернативой для паромов и также, возможно, для наших судов CLV Beluga Connection и BELUGA HOCHTIEF Offshore, поставка которых запланирована на 2012 год, поскольку такие суда работают в определенных ограниченных областях, где могут быть созданы СПГ - порты.
Тем не менее, глобальное использование СПГ становится все более и более вероятно в долгосрочной перспективе. Наш отдел исследований и инноваций участвует в соответствующих проектах с различными партнерами в целях выявления и уточнения вопросов эксплуатационной безопасности, возможностей заправки топливом и других. Кроме того, Морской центр исследований, который поддерживается Beluga Shipping в рамках государственно-частного партнерства, работает над созданием международной СПГ-инфраструктуры. Конечно, мы понимаем, что Россия обладает большими запасами СПГ. Следовательно, в долгосрочной перспективе мы можем представить транзит по Северному морскому пути с использованием экологически чистого и эффективного сжиженного природного газа.
Беседовал Виталий Чернов.
- Тяжелая работа, инновационные подходы, гибкое сочетание при необходимости негабаритных и генеральных грузов, плюс мощный флот, способный удовлетворить требования клиентов, позволил нам продержаться в течение мирового экономического кризиса.
Мы пострадали от кризиса меньше других судоходных компаний. Мощным импульсом стали инвестиции, сделанные в 2010 году Oaktree Capital Management. Альянс c этой компанией сформировал партнерство между двумя инновационными, сильными и успешными сторонами, исповедующими одинаковую стратегию и философию. Финансовая инъекция поможет выгодно осуществлять стратегические инвестиции и продолжать реализацию наших долгосрочных планов. Мы сможем усилить наши лидирующие позиции на мировом рынке транспортировки негабаритных и тяжеловесных грузов и эффективно реализовать наш вход в бурно развивающийся оффшорный сектор. В свою очередь, Oaktree Capital Management получает долю в экономическом успехе.
Что касается текущей ситуации на рынке, то первая половина 2011 года ясно показывает, что единственным сегментом, где могут быть получены прибыльные ставки и маржи, является транспортировка сверхтяжелых грузов весом более 700 тонн. Можно заметить, что стабильность ставок увеличивается с весом груза. Вообще в ближайшие годы мы ожидаем позитивного развития рынка проектных и тяжелых грузов. Однако, бизнес все еще остается весьма напряженным и сложным.
Кроме того, рынок в целом в настоящее время находится под сильным влиянием двух основных факторов. Во-первых, пиратство становится причиной более высоких расходов на транспортировку в открытом море (меры безопасности, корректировка маршрутов и т.д.). Во-вторых, австралийский рынок находится в определенном кризисе после того, как наводнения и штормы уничтожили ценную инфраструктуру. Надеюсь, мы будем лучше видеть перспективы развития рынка во второй половине 2011 года, а в первой его половине серьезных изменений не произойдет. Думаю, лучшие результаты продемонстрируют перевозчики, располагающие широкой международной сетью.
- Пожалуйста, расскажите о результатах компании в 2010 году?
- В 2010 году оборот Beluga составил 500 млн евро, что на 100 млн евро превышает результаты 2009 года и даже 2008 года, когда оборот составил около 420 млн евро. Основным бизнесом Beluga остается транспортировка проектных и тяжелых грузов.
- Какова судостроительная программа компании?
- Имея во флоте мощные суда серии Beluga P1-/P2, наши эксперты планируют построить еще одну серию Beluga P3, предназначенную для транспортировки сверхтяжелых грузов.
Соответствующее судно уже существует на чертежной доске: оно обладает XXL-трюмом и крановой мощностью, достигающей 2 тыс. тонн. Рыночные условия для таких судов за последние 18 месяцев существенно улучшились, что позволит Beluga Shipping в дальнейшем укреплять свои позиции на мировом рынке транспортировки негабаритных и тяжеловесных грузов.
Мы также входим в новые сегменты, такие как оффшор. Мы создали совместное предприятие с немецкой строительной компанией HOCHTIEF Construction AG. Новое предприятие называется BELUGA HOCHTIEF Offshore GmbH, которое будет поставлять специальные суда, оборудованные кранами для погрузки, транспортировки и установки оборудования и фундамента на воде. Суда длиной 135 метров, шириной 40 метров и дедвейтом 8 тыс. тонн будут оборудованы крановым механизмом с грузоподъемностью до 1,5 тыс. тонн. Объединение опыта обоих партнеров (Beluga Shipping и HOCHTIEF Construction) дает уверенность в успехе предприятия и мы считаем, что данный рынок обладает огромным потенциалом в глобальном масштабе. Первое судно BELUGA HOCHTIEF Offshore находится уже в стадии строительства на верфи Крист в Гданьске (Польша). Поставка первого судна намечена на середину 2012 года.
Кроме того, мы планируем расширить флот Beluga судами, обслуживающими сектор ветряных электростанций, установленных на воде. На верфи Lloyd в Бремерхафене (Германия) скоро начнется строительство судна по укладке кабеля. Относящееся к совместному предприятию с Deutsche Offshore Consult (DOC), судно CLV Beluga Connection длиной 110 метров будет построено до лета 2012 года. Судно способно укладывать силовой кабель на глубину до 50 метров.
- Что вы думаете о перспективах трафика по Северному морскому пути и его рентабельности?
- Частью нашей коммерческой стратегии является использование Северного морского пути во время летней навигации как можно более регулярно. С учетом одобрения администрации Севморпути мы, возможно, будем доставлять проектные грузы в Сибирь снова, как в 2010 и 2009 годах. С коммерческой точки зрения - и не в последнюю очередь принимая во внимание, что использование арктического маршрута сокращает выбросы CO2 по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, мы надеемся, что экономически наиболее привлекательный Северный морской путь станет зоной растущего трафика. Это было бы важно для специализированных перевозчиков, таких как Beluga Shipping, так как растущий в Сибири рынок проектных и тяжеловесных грузов предлагает много возможностей, как для судоходных компаний, так и для местной экономики.
- Какие виды грузов вы собираетесь транспортировать по Северному морскому пути, их объемы и направления?
- В Сибири особенно интенсивно развивается нефтегазодобывающая отрасль. Поэтому, безусловно, требуется доставка супертяжелых модулей для данной отрасли в Новый Порт / Ямбург. В рамках этих проектов можно ожидать грузы весом около 1 тыс. тонн.
- Недавно судно вашей компании было захвачено пиратами, были жертвы. Какие меры вы планируете предпринимать, чтобы снизить опасность захвата судов?
- Мы уже применяем несколько защитных мер. Все суда обеспечены «цитаделью», то есть защищенным помещением, в котором укрывается экипаж в случае нападения пиратов.
Кроме того, мы используем рулоны колючей проволоки НАТО, водно-химический спрей, блокируем доступ к надстройке судна, принимаем участие в конвойных рейсах, учим наших моряков на регулярных семинарах и практикумах, как себя вести в случае нападения пиратов.
Трагический случай с MV Beluga Nomination, к сожалению, показал, что если нет военной поддержки, то этих мер недостаточно. Мы нанимаем персонал для охраны судов. Некоторые суда из-за повышенного риска были перенаправлены на маршрут вокруг мыса Доброй Надежды. Инвестиции в эти дополнительные меры безопасности только до апреля 2011 года достигли двузначной цифры в миллионах.
Кроме того, некоторое время назад мы уже представили наше мнение о новой концепции обеспечения безопасности судов федеральному правительству Германии в Берлине вместе с ассоциацией немецких судовладельцев.
Согласно этой концепции, планируется оборудование трех береговых баз, укомплектованных квалифицированным персоналом по безопасности. Из этих постов вооруженные сотрудники безопасности могли бы перевозиться на борт торгового судна и высаживаться с него после прохождения опасной зоны.
Ассоциация немецких судовладельцев поддерживает эту рекомендацию, которая сейчас находится на рассмотрении в Федеральном министерстве обороны. В качестве таких сил рассматривается подразделение федеральной полиции или морской пехоты.
Если же судно идет не под флагом Германии, аналогичное решение должно применяться в сотрудничестве с другими государствами.
Как судовладельцы, мы более чем готовы оказать финансовое содействие такому систематического подходу, который способствует безопасности гражданского торгового флота.
Следовательно, мы требуем быстрых решений федерального правительства. Поскольку это вопрос о спасении человеческой жизни. Несомненно, пираты более профессиональны, более организованны и не в последнюю очередь более агрессивны и склонны к насилию, чем когда-либо прежде.
- В последние годы ужесточились требования к выбросам с судов. Какие виды топлива вы считаете наиболее перспективными для навигации в будущем, что вы думаете об использовании скрубберов?
- В целом, значительное сокращение выбросов и одновременно развитие эффективности эксплуатации судна являются одним из наших приоритетов. Промытая от выхлопных газов скруббером сера будет эффективной мерой в будущем, однако на сегодняшний день это еще сложноосуществимо.
Что касается более жестких требований к выбросам, то у нас нет возможности изменить модификации машины для четырехтактных двигателей, которые мы используем, но вместо этого необходимо найти приемлемые решения с модифицированными скрубберами или, например, использовать сжиженный природный газ (СПГ). Это, в свою очередь, требует гораздо больше танков, кроме того, портовая инфраструктура бункеровки СПГ не совместима с нашим флотом.
На сегодняшний день бункеровка СПГ является хорошей альтернативой для паромов и также, возможно, для наших судов CLV Beluga Connection и BELUGA HOCHTIEF Offshore, поставка которых запланирована на 2012 год, поскольку такие суда работают в определенных ограниченных областях, где могут быть созданы СПГ - порты.
Тем не менее, глобальное использование СПГ становится все более и более вероятно в долгосрочной перспективе. Наш отдел исследований и инноваций участвует в соответствующих проектах с различными партнерами в целях выявления и уточнения вопросов эксплуатационной безопасности, возможностей заправки топливом и других. Кроме того, Морской центр исследований, который поддерживается Beluga Shipping в рамках государственно-частного партнерства, работает над созданием международной СПГ-инфраструктуры. Конечно, мы понимаем, что Россия обладает большими запасами СПГ. Следовательно, в долгосрочной перспективе мы можем представить транзит по Северному морскому пути с использованием экологически чистого и эффективного сжиженного природного газа.
Беседовал Виталий Чернов.