Маленький Большой порт
Линейные контейнерные операторы, один за другим, заявляют о перегруженности контейнерных мощностей Большого порта Санкт-Петербург. О возможности введения сбора за «перегруженность» уже предупредил оператор Maersk, накануне о том же заявил и оператор Delta Shipping. В то же время, стивидорные компании по-разному оценивают потенциал своих контейнерных терминалов в порту.
Контейнеры: перегрузка
В настоящее время с контейнерами в порту работают, прежде всего, «Первый контейнерный терминал» (управляется «Национальной контейнерной компанией») и «Петролеспорт» (входит в группу Global Ports, которая управляет также терминалом «Моби Дик» в Кронштадте). В меньших объемах контейнеры переваливаются через терминал «Нева-Металл» (группа «Северсталь»), а в январе 2011 года на регулярной основе начал свою деятельность и контейнерный терминал группы «Морской порт Санкт-Петербург».
На прошлой неделе линейный контейнерный оператор Maersk разослал письмо, в котором указывал на перегруженность контейнерных мощностей Большого порта Санкт-Петербург. «В течение последних нескольких недель мы наблюдаем значительный рост контейнерного грузопотока в Санкт-Петербург. В то же самое время мы сталкиваемся с тяжелыми погодными условиями и нехваткой автотранспорта, которые снижают пропускную способность контейнерных терминалов», - говорилось в письме Maersk. В связи с этим оператор предупредил о возможности ввода сбора на «перегруженность» порта и сложные погодные условия.
В то же время, в письме Maеrsk подчеркивалось, что компания осуществляет инвестиции в дополнительные мощности Большого порта Санкт-Петербург. Как пояснили ИАА «ПортНьюс» в Maersk, под этим имеются в виду вложения «в контейнеры и суда».
Отметим, что Maersk, работающий (как проинформировали ИАА «ПортНьюс» в НКК) по эксклюзивному договору с «Первым контейнерным терминалом», а также с «Петролеспортом» (по рефконтейнерам), еще в конце прошлого года объявил о планах ввода экстренной надбавки на сложные климатические условия, которая должна была быть введена 15 января 2011 года. Однако, как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Maersk, надбавка так и не была введена в связи с тем, что погодные условия оказались лучше, чем ожидали в компании.
Позже о возможности ввода сбора за перегруженность порта объявил и оператор Delta Shipping. «Терминалы в Санкт-Петербурге достигли предела своих возможностей. Это произошло как в связи с ростом объемов грузопотока, так и по причине медленного вывоза контейнеров», - пояснили в Delta Shipping.
Спасаясь от мегаполиса
Сами стивидорные компании оценивают ситуацию с пропускной способностью своих терминалов по-разному.
Что касается крупнейшего в порту терминала по перевалке контейнеров – ПКТ, то, как прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в НКК, он действительно работает на пределе своих возможностей. Так, в настоящее время пропускная способность ПКТ составляет 1,1 млн TEUs, а грузооборот за 2010 год составил уже 1,16 млн TEUs. Таким образом, терминал работает на пределе своей пропускной способности, что особенно заметно стало в период предновогоднего "пика".
Правда, к 2014 году НКК планирует довести грузооборот ПКТ до 1,6 млн TEUs, с учетом использования "сухого порта" в Шушарах. Однако, как полагают в НКК, дальнейшее развитие терминала в Санкт-Петербурге невозможно, ввиду того, что оно ограничивается инфраструктурными и экологическими факторами мегаполиса. По мнению стивидорной компании, Большой порт Санкт-Петербург также имеет ограничения пропускной способности, связанные с односторонним подходным каналом. Для проводки судов к причалам здесь используется порядок, согласно которому в первую очередь пропускаются пассажирские суда, затем танкеры, а потом все остальные, включая контейнеровозы. Это также приводит простоям судов.
Дальнейшее развитие контейнерного бизнеса на Северо-Западе НКК связывает уже не с Санкт-Петербургом, а с развивающимся портом Усть-Луга, расположенном в Ленинградской области. Там НКК реализует проект строительства «Усть-Лужского контейнерного терминала» (УЛКТ), строительство которого будет завершено в сентябре 2011 года. Пропускная способность первой очереди УЛКТ составит 440 тыс. TEUs, при полном развитии - 3 млн TEUs.
При этом в стивидорной компании уверены, что несмотря на имеющиеся свободные площадки на других терминалах, их развитие все равно будет сдерживаться односторонностью подходного канала и сложными ледовыми условиями на подходах к Большому порту Санкт-Петербург и его акватории.
Порт большой, но не резиновый
Как бы то ни было, в группе Global Ports, управляющей терминалами «Петролеспорт» (ПЛП) и «Моби Дик» в Санкт-Петербурге, ИАА «ПортНьюс» подтвердили, что ПЛП располагает значительным запасом мощностей как по перевалке контейнерных грузов, так и по грузам Ro-Ro. Текущая мощность контейнерного терминала ПЛП составляет 850 тыс TEUs при грузообороте на конец 2010 года в 541,12 тыс. TEUs. Компания планирует дальнейший поэтапный ввод новых мощностей для обеспечения перевалки 1 млн TEUs уже в этом году.
Инвестиционная программа компании рассчитана в соответствии с ростом спроса в регионе и предполагает увеличение возможностей по обработке контейнеров до 2,3млн TEUs, Ro-Ro грузов – до 215 тыс. единиц. Начиная с 2007 года, капитальные вложения в развитие терминала ОАО «Петролеспорт» превысили 5,6 млрд руб. При этом ПЛП обладает уникальным для большого порта Санкт-Петербург соотношением длин причалов (2,2 км) и площади внутренней территории терминала (124 га), что дает возможность значительно увеличить объемы перерабатываемых здесь грузов.
К концу 2009 года в рамках первого этапа инвестпрограммы было произведено берегоукрепление в Восточном бассейне; построены новый причал (№48 в); тоннель под магистральными железнодорожными путями; площадки под складирование контейнерных грузов общей площадью семь гектаров; площадка под складирование паромных грузов общей площадью 16 га и буферная площадка для стоянки большегрузного транспорта. В прошлом году ПЛП ввел в эксплуатацию крытый склад на терминале Ro-Ro, закончил строительство первой очереди новой зоны таможенного досмотра и, учитывая высокий спрос на перевалку рефрижераторных контейнеров, ввел первую очередь новой площадки для рефконтейнеров.
В 2009 году инвестиции в развитие терминала и оборудование составили 845 млн руб., в прошлом году – 705 млн рублей. В 2011 году инвестиции в ПЛП должны превысить 1 млрд 35 млн рублей и будут направлены на развитие сервиса, производственных площадок, модернизацию оборудования и улучшение организации работы ПЛП, в том числе планируется развитие площадки для складирования рефконтейнеров, строительство и ввод второй очереди зоны таможенного досмотра.
Также в границах ОАО «Петролеспорт» и на подъездах к терминалу продолжается строительство съезда с Западного скоростного диаметра, что позволит в скором времени (ввод развязки запланирован на 2012 году) попадать на скоростную магистраль, минуя улично-дорожную сеть города.
Как уверяют в Global Ports, о возросших возможностях "Петролеспорта" свидетельствует и тот факт, что в январе 2011 года, несмотря на сложности нынешней зимы и традиционное январское "затишье" в вывозе импортных грузов клиентами, компании удалось поставить очередной рекорд по объему перевалки контейнеров. Так, контейнерооборот составил 59 тыс. 840 TEUs, что на 3,9% выше предыдущего рекорда (57 тыс. 613 TEUs в ноябре 2010 года) и в 2,6 раза – соответствующего показателя января 2010 года (22 тыс. 994 TEUs). При этом, по информации от Global Ports, обработка транспортных средств осуществлялась без каких-либо задержек и остановок, даже в периоды сильных снегопадов.
Кроме того, с контейнерами в Большом порту Санкт-Петербург работает и терминал «Северстали» «Нева-Металл». Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в группе «Северсталь», терминал загружен на 100%. В 2010 году его контейнерооборот даже снизился на 18% - до 28,6 тыс. контейнеров (37 тыс. 654 TEUs). Как пояснили агентству в группе, это произошло за счет использования площадей под обработку металлопроката. В то же время, сейчас проходит утверждение инвестпрограмма развития терминала, параметры которой пока не раскрываются.
В январе 2011 года на регулярной основе заработал и новый контейнерный терминал, созданный на базе «Четвертой стивидорной компании» (группа «Морской порт Санкт-Петербург»). 27 января 2011 года из судна Empire (линия APL) на терминале был выгружен 161 рефрижераторный контейнер.
Производственная мощность терминала составляет 345 тыс. TEUs в год. К обслуживанию принимаются все виды экспортных и импортных контейнеров, в том числе и рефрижераторных.
Терминал оснащен 4 причальными перегружателями (STS), 10 складскими перегружателями (RTG), автопогрузчиками грузоподъемностью от 3 тонн и другим технологическим оборудованием. Площадь терминала составляет 28,7 га, емкость единовременного хранения контейнеров 9 тыс. TEUs.
Как бы то ни было, но развитие стивидорной деятельности в Санкт-Петербурге, действительно, не может быть бесконечной.
В принципе, существуют еще проекты развития т.н. «аванпортов», к примеру «Ломоносовского грузового терминала» с заявленной мощностью в 1 млн TEUs в год, многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» с заявленной мощностью в 1,45 млн. TEUs в год и выходом на полную мощность до 4,5 млн TEUs в год. Однако их развитие ограничено рядом нерешенных проблем – от отсутствия необходимых грузовых железнодорожных подходов (как к Ломоносову, так и к Бронке), до большого объема дноуглубительных работ (у Бронки), отсутствия достаточных автомобильных подходов (у Ломоносова). При наличии УЛКТ, а также при успешной реализации вышеобозначенных проектов в Большом порту Санкт-Петербург вряд ли можно ожидать быстрого развития "аванпортов" и тем более выхода на заявленные ими объемы.
В любом случае можно предположить, что с вводом в эксплуатацию УЛКТ, расширением мощностей «Петролеспорта» и других петербургских терминалов, ситуация с «перегруженностью» порта разрешится. Остается надеяться, что следующей зимой будет уже значительно легче.
Виталий Чернов.
Контейнеры: перегрузка
В настоящее время с контейнерами в порту работают, прежде всего, «Первый контейнерный терминал» (управляется «Национальной контейнерной компанией») и «Петролеспорт» (входит в группу Global Ports, которая управляет также терминалом «Моби Дик» в Кронштадте). В меньших объемах контейнеры переваливаются через терминал «Нева-Металл» (группа «Северсталь»), а в январе 2011 года на регулярной основе начал свою деятельность и контейнерный терминал группы «Морской порт Санкт-Петербург».
На прошлой неделе линейный контейнерный оператор Maersk разослал письмо, в котором указывал на перегруженность контейнерных мощностей Большого порта Санкт-Петербург. «В течение последних нескольких недель мы наблюдаем значительный рост контейнерного грузопотока в Санкт-Петербург. В то же самое время мы сталкиваемся с тяжелыми погодными условиями и нехваткой автотранспорта, которые снижают пропускную способность контейнерных терминалов», - говорилось в письме Maersk. В связи с этим оператор предупредил о возможности ввода сбора на «перегруженность» порта и сложные погодные условия.
В то же время, в письме Maеrsk подчеркивалось, что компания осуществляет инвестиции в дополнительные мощности Большого порта Санкт-Петербург. Как пояснили ИАА «ПортНьюс» в Maersk, под этим имеются в виду вложения «в контейнеры и суда».
Отметим, что Maersk, работающий (как проинформировали ИАА «ПортНьюс» в НКК) по эксклюзивному договору с «Первым контейнерным терминалом», а также с «Петролеспортом» (по рефконтейнерам), еще в конце прошлого года объявил о планах ввода экстренной надбавки на сложные климатические условия, которая должна была быть введена 15 января 2011 года. Однако, как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Maersk, надбавка так и не была введена в связи с тем, что погодные условия оказались лучше, чем ожидали в компании.
Позже о возможности ввода сбора за перегруженность порта объявил и оператор Delta Shipping. «Терминалы в Санкт-Петербурге достигли предела своих возможностей. Это произошло как в связи с ростом объемов грузопотока, так и по причине медленного вывоза контейнеров», - пояснили в Delta Shipping.
Спасаясь от мегаполиса
Сами стивидорные компании оценивают ситуацию с пропускной способностью своих терминалов по-разному.
Что касается крупнейшего в порту терминала по перевалке контейнеров – ПКТ, то, как прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в НКК, он действительно работает на пределе своих возможностей. Так, в настоящее время пропускная способность ПКТ составляет 1,1 млн TEUs, а грузооборот за 2010 год составил уже 1,16 млн TEUs. Таким образом, терминал работает на пределе своей пропускной способности, что особенно заметно стало в период предновогоднего "пика".
Правда, к 2014 году НКК планирует довести грузооборот ПКТ до 1,6 млн TEUs, с учетом использования "сухого порта" в Шушарах. Однако, как полагают в НКК, дальнейшее развитие терминала в Санкт-Петербурге невозможно, ввиду того, что оно ограничивается инфраструктурными и экологическими факторами мегаполиса. По мнению стивидорной компании, Большой порт Санкт-Петербург также имеет ограничения пропускной способности, связанные с односторонним подходным каналом. Для проводки судов к причалам здесь используется порядок, согласно которому в первую очередь пропускаются пассажирские суда, затем танкеры, а потом все остальные, включая контейнеровозы. Это также приводит простоям судов.
Дальнейшее развитие контейнерного бизнеса на Северо-Западе НКК связывает уже не с Санкт-Петербургом, а с развивающимся портом Усть-Луга, расположенном в Ленинградской области. Там НКК реализует проект строительства «Усть-Лужского контейнерного терминала» (УЛКТ), строительство которого будет завершено в сентябре 2011 года. Пропускная способность первой очереди УЛКТ составит 440 тыс. TEUs, при полном развитии - 3 млн TEUs.
При этом в стивидорной компании уверены, что несмотря на имеющиеся свободные площадки на других терминалах, их развитие все равно будет сдерживаться односторонностью подходного канала и сложными ледовыми условиями на подходах к Большому порту Санкт-Петербург и его акватории.
Порт большой, но не резиновый
Как бы то ни было, в группе Global Ports, управляющей терминалами «Петролеспорт» (ПЛП) и «Моби Дик» в Санкт-Петербурге, ИАА «ПортНьюс» подтвердили, что ПЛП располагает значительным запасом мощностей как по перевалке контейнерных грузов, так и по грузам Ro-Ro. Текущая мощность контейнерного терминала ПЛП составляет 850 тыс TEUs при грузообороте на конец 2010 года в 541,12 тыс. TEUs. Компания планирует дальнейший поэтапный ввод новых мощностей для обеспечения перевалки 1 млн TEUs уже в этом году.
Инвестиционная программа компании рассчитана в соответствии с ростом спроса в регионе и предполагает увеличение возможностей по обработке контейнеров до 2,3млн TEUs, Ro-Ro грузов – до 215 тыс. единиц. Начиная с 2007 года, капитальные вложения в развитие терминала ОАО «Петролеспорт» превысили 5,6 млрд руб. При этом ПЛП обладает уникальным для большого порта Санкт-Петербург соотношением длин причалов (2,2 км) и площади внутренней территории терминала (124 га), что дает возможность значительно увеличить объемы перерабатываемых здесь грузов.
К концу 2009 года в рамках первого этапа инвестпрограммы было произведено берегоукрепление в Восточном бассейне; построены новый причал (№48 в); тоннель под магистральными железнодорожными путями; площадки под складирование контейнерных грузов общей площадью семь гектаров; площадка под складирование паромных грузов общей площадью 16 га и буферная площадка для стоянки большегрузного транспорта. В прошлом году ПЛП ввел в эксплуатацию крытый склад на терминале Ro-Ro, закончил строительство первой очереди новой зоны таможенного досмотра и, учитывая высокий спрос на перевалку рефрижераторных контейнеров, ввел первую очередь новой площадки для рефконтейнеров.
В 2009 году инвестиции в развитие терминала и оборудование составили 845 млн руб., в прошлом году – 705 млн рублей. В 2011 году инвестиции в ПЛП должны превысить 1 млрд 35 млн рублей и будут направлены на развитие сервиса, производственных площадок, модернизацию оборудования и улучшение организации работы ПЛП, в том числе планируется развитие площадки для складирования рефконтейнеров, строительство и ввод второй очереди зоны таможенного досмотра.
Также в границах ОАО «Петролеспорт» и на подъездах к терминалу продолжается строительство съезда с Западного скоростного диаметра, что позволит в скором времени (ввод развязки запланирован на 2012 году) попадать на скоростную магистраль, минуя улично-дорожную сеть города.
Как уверяют в Global Ports, о возросших возможностях "Петролеспорта" свидетельствует и тот факт, что в январе 2011 года, несмотря на сложности нынешней зимы и традиционное январское "затишье" в вывозе импортных грузов клиентами, компании удалось поставить очередной рекорд по объему перевалки контейнеров. Так, контейнерооборот составил 59 тыс. 840 TEUs, что на 3,9% выше предыдущего рекорда (57 тыс. 613 TEUs в ноябре 2010 года) и в 2,6 раза – соответствующего показателя января 2010 года (22 тыс. 994 TEUs). При этом, по информации от Global Ports, обработка транспортных средств осуществлялась без каких-либо задержек и остановок, даже в периоды сильных снегопадов.
Кроме того, с контейнерами в Большом порту Санкт-Петербург работает и терминал «Северстали» «Нева-Металл». Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в группе «Северсталь», терминал загружен на 100%. В 2010 году его контейнерооборот даже снизился на 18% - до 28,6 тыс. контейнеров (37 тыс. 654 TEUs). Как пояснили агентству в группе, это произошло за счет использования площадей под обработку металлопроката. В то же время, сейчас проходит утверждение инвестпрограмма развития терминала, параметры которой пока не раскрываются.
В январе 2011 года на регулярной основе заработал и новый контейнерный терминал, созданный на базе «Четвертой стивидорной компании» (группа «Морской порт Санкт-Петербург»). 27 января 2011 года из судна Empire (линия APL) на терминале был выгружен 161 рефрижераторный контейнер.
Производственная мощность терминала составляет 345 тыс. TEUs в год. К обслуживанию принимаются все виды экспортных и импортных контейнеров, в том числе и рефрижераторных.
Терминал оснащен 4 причальными перегружателями (STS), 10 складскими перегружателями (RTG), автопогрузчиками грузоподъемностью от 3 тонн и другим технологическим оборудованием. Площадь терминала составляет 28,7 га, емкость единовременного хранения контейнеров 9 тыс. TEUs.
Как бы то ни было, но развитие стивидорной деятельности в Санкт-Петербурге, действительно, не может быть бесконечной.
В принципе, существуют еще проекты развития т.н. «аванпортов», к примеру «Ломоносовского грузового терминала» с заявленной мощностью в 1 млн TEUs в год, многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» с заявленной мощностью в 1,45 млн. TEUs в год и выходом на полную мощность до 4,5 млн TEUs в год. Однако их развитие ограничено рядом нерешенных проблем – от отсутствия необходимых грузовых железнодорожных подходов (как к Ломоносову, так и к Бронке), до большого объема дноуглубительных работ (у Бронки), отсутствия достаточных автомобильных подходов (у Ломоносова). При наличии УЛКТ, а также при успешной реализации вышеобозначенных проектов в Большом порту Санкт-Петербург вряд ли можно ожидать быстрого развития "аванпортов" и тем более выхода на заявленные ими объемы.
В любом случае можно предположить, что с вводом в эксплуатацию УЛКТ, расширением мощностей «Петролеспорта» и других петербургских терминалов, ситуация с «перегруженностью» порта разрешится. Остается надеяться, что следующей зимой будет уже значительно легче.
Виталий Чернов.