2011: год пирата?
Пиратство приобретает все более угрожающие формы – гибнут заложники. В то же время, международное сообщество пока так и не предприняло никаких эффективных мер для борьбы с морским разбоем. Судовладельцы все чаще стали высказываться в пользу размещения на судах вооруженной охраны. Между тем эксперты полагают, что за пиратами стоит само правительство Пунтленда (регион Сомали), финансируемое, в том числе, за счет иностранной помощи.
Доллар и евро вместо черепа и костей
Ущерб от деятельности морских пиратов для мировой экономики, по оценкам колорадского исследовательского центра One Earth Future Foundation, достигает $12 млрд в год. Средняя величина выкупа в 2010 году составила около $5,4 млн. В 2005 году, для сравнения, аналогичный показатель составлял $150 тыс. В настоящее время, по данным европейских военно-морских сил в регионе EU NAVFOR, пираты удерживают у берегов Сомали 29 судов и 693 заложников.
Последний случай с судном Beluga Nomination, в числе экипажа которого было два гражданина России, стал вопиющим. Морякам, закрывшимся в специальной комнате-«цитадели», дабы избежать захвата проникшими на борт пиратами, в течение двух суток никто так и не пришел на помощь, несмотря на присутствие в районе военно-морских сил и при том, что капитан подал сигнал тревоги. При этом в штабе сил EU NAVFOR свое бездействие объяснили тем, что ближайший к месту инцидента корабль выполнял «более важную» миссию – сопровождение каравана с гуманитарной помощью для Сомали.
Между тем, эксперты по Сомали полагают, что пиратство финансируется, в том числе, и за счет иностранной помощи правительству Пунтленда – автономному региону Сомали во главе с Абдурахманом Мухамедом Фароли. По данным сомалийской прессы, подавляющее большинство заложников из числа моряков в 2010 году было захвачено именно пунтлендскими бандитскими группировками. При этом средства, выделяемые правительству Фароли на борьбу с пиратством и его профилактику, попадают как раз пиратским кланам, закупающим более совершенное оборудование, позволяющее им расширять географию своей разбойничьей деятельности, подходя уже вплотную к Индии.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?
Как бы то ни было, за последний год международным сообществом не была решена ни одна проблема, связанная с пиратством. Несмотря на объявленную профсоюзами кампанию давления на правительства морских держав, до сих пор так и не выработано единого подхода по отношению к пиратству, не создана правовая база, отсутствует координация усилий между военными разных держав. В результате задержанных пиратов, зачастую, попросту отпускают, поскольку их некому судить. Государства флагов, получающие серьезные доходы за счет эксплуатации судов, не обеспечивают их безопасности. Так, по словам капитана финского военного корабля Pohjanmaa Мики Рауну, большую часть из захваченных кораблем пиратов придется выпустить, так как ни одно государство не хочет их принимать.
«К сожалению, приходится констатировать, что ни одна страна Африки, Европы или Северной Америки не хочет принимать пиратов. В прошлом году только нескольких захваченных пиратов переправили в Германию и Кению», - говорит Мика Рауну.
Все чаще судовладельцы высказываются за размещение на судах вооруженной охраны, в том числе государственной. В частности, глава компании Beluga Shipping Нильс Столберг обратился к правительству Германии с требованием рассмотреть возможность размещения на судах, работающих под флагом Германии, вооруженной военной охраны или специальной полиции на период прохождения всех районов, где пираты ведут активную деятельность. Если же торговое судно имеет флаг другой страны, бизнесмен предлагает решать вопрос о размещении военных совместно с государством флага. Однако сам глава Beluga Shipping отдает предпочтение нахождению на судне именно специальной немецкой полиции. «Поддержка немецкой полиции будет убедительным аргументом для судовладельцев переводить свои суда под флаг Германии, а также гарантией безопасности экипажа, судна и груза», – считает мистер Столберг.
Тем не менее, вероятность того, что какое-либо государство Евросоюза согласится на размещение государственной охраны на судах под своим флагом, представляется низкой. Вряд ли Евросоюз захочет нести ответственность за застреленных пиратов. В специальной брошюре с рекомендациями действий в условиях пиратской угрозы Best Management Practices, рекламируемой силами EU NAVFOR, вообще содержится совет судовладельцам отказаться от размещения какой бы то ни было охраны на судах.
Так что на сегодняшний момент «спасение утопающих» так и остается делом рук самих «утопающих». А возрастающие расходы, связанные с повышенными рисками, в конечном итоге ложатся на конечных потребителей, в то время как государства флагов, особенно «удобных», только получают доходы, не неся никакой ответственности за безопасность своих судов.
Доллар и евро вместо черепа и костей
Ущерб от деятельности морских пиратов для мировой экономики, по оценкам колорадского исследовательского центра One Earth Future Foundation, достигает $12 млрд в год. Средняя величина выкупа в 2010 году составила около $5,4 млн. В 2005 году, для сравнения, аналогичный показатель составлял $150 тыс. В настоящее время, по данным европейских военно-морских сил в регионе EU NAVFOR, пираты удерживают у берегов Сомали 29 судов и 693 заложников.
Последний случай с судном Beluga Nomination, в числе экипажа которого было два гражданина России, стал вопиющим. Морякам, закрывшимся в специальной комнате-«цитадели», дабы избежать захвата проникшими на борт пиратами, в течение двух суток никто так и не пришел на помощь, несмотря на присутствие в районе военно-морских сил и при том, что капитан подал сигнал тревоги. При этом в штабе сил EU NAVFOR свое бездействие объяснили тем, что ближайший к месту инцидента корабль выполнял «более важную» миссию – сопровождение каравана с гуманитарной помощью для Сомали.
Между тем, эксперты по Сомали полагают, что пиратство финансируется, в том числе, и за счет иностранной помощи правительству Пунтленда – автономному региону Сомали во главе с Абдурахманом Мухамедом Фароли. По данным сомалийской прессы, подавляющее большинство заложников из числа моряков в 2010 году было захвачено именно пунтлендскими бандитскими группировками. При этом средства, выделяемые правительству Фароли на борьбу с пиратством и его профилактику, попадают как раз пиратским кланам, закупающим более совершенное оборудование, позволяющее им расширять географию своей разбойничьей деятельности, подходя уже вплотную к Индии.
Спасение утопающих – дело рук самих утопающих?
Как бы то ни было, за последний год международным сообществом не была решена ни одна проблема, связанная с пиратством. Несмотря на объявленную профсоюзами кампанию давления на правительства морских держав, до сих пор так и не выработано единого подхода по отношению к пиратству, не создана правовая база, отсутствует координация усилий между военными разных держав. В результате задержанных пиратов, зачастую, попросту отпускают, поскольку их некому судить. Государства флагов, получающие серьезные доходы за счет эксплуатации судов, не обеспечивают их безопасности. Так, по словам капитана финского военного корабля Pohjanmaa Мики Рауну, большую часть из захваченных кораблем пиратов придется выпустить, так как ни одно государство не хочет их принимать.
«К сожалению, приходится констатировать, что ни одна страна Африки, Европы или Северной Америки не хочет принимать пиратов. В прошлом году только нескольких захваченных пиратов переправили в Германию и Кению», - говорит Мика Рауну.
Все чаще судовладельцы высказываются за размещение на судах вооруженной охраны, в том числе государственной. В частности, глава компании Beluga Shipping Нильс Столберг обратился к правительству Германии с требованием рассмотреть возможность размещения на судах, работающих под флагом Германии, вооруженной военной охраны или специальной полиции на период прохождения всех районов, где пираты ведут активную деятельность. Если же торговое судно имеет флаг другой страны, бизнесмен предлагает решать вопрос о размещении военных совместно с государством флага. Однако сам глава Beluga Shipping отдает предпочтение нахождению на судне именно специальной немецкой полиции. «Поддержка немецкой полиции будет убедительным аргументом для судовладельцев переводить свои суда под флаг Германии, а также гарантией безопасности экипажа, судна и груза», – считает мистер Столберг.
Тем не менее, вероятность того, что какое-либо государство Евросоюза согласится на размещение государственной охраны на судах под своим флагом, представляется низкой. Вряд ли Евросоюз захочет нести ответственность за застреленных пиратов. В специальной брошюре с рекомендациями действий в условиях пиратской угрозы Best Management Practices, рекламируемой силами EU NAVFOR, вообще содержится совет судовладельцам отказаться от размещения какой бы то ни было охраны на судах.
Так что на сегодняшний момент «спасение утопающих» так и остается делом рук самих «утопающих». А возрастающие расходы, связанные с повышенными рисками, в конечном итоге ложатся на конечных потребителей, в то время как государства флагов, особенно «удобных», только получают доходы, не неся никакой ответственности за безопасность своих судов.
Виталий Чернов.