Шелковый путь станет нефтяным
Аналитики прогнозируют рост добычи и переработки нефти в Туркменистане и, соответственно, экспорта нефти и нефтепродуктов из этой страны. Так, прогноз на добычу нефти к 2015 году составляет 15-16 млн тонн, что почти на 50% выше прогноза объема добычи по итогам 2010 года, а к 2020 году – 20-21 млн тонн.
Часть этого потока может идти через водные пути России в регионы Черного и Средиземного морей. Туркменская нефть транспортируется в Иран для внутреннего потребления и в регион Аманского залива через иранский порт Нека (900 тыс. тонн по данным на январь-июнь 2010 года), однако после введения эмбарго на поставки в Иран летом 2010 года, большая часть этого объема ушла в порты Баку (Грузия) и Махачкала (Россия). От Махачкалы туркменская нефть поступает по трубопроводу в Новороссийск. За январь-ноябрь 2010 года общий грузооборот наливных грузов в порту Махачкала составил 3,664 млн тонн.
Что касается нефтепродуктов, то в Махачкалу и Баку из порта Туркменбаши они поставляются танкерами или паромами, далее идут железной дорогой в порты Балтийского моря или в южные порты Новороссийск, Кавказ, Ейск, Туапсе (Россия) и Феодосия (Украина). Кроме того, из Туркменбаши нефтепродукты идут танкерами река-море через Астрахань, по внутренним водным путям к Азовскому морю и далее в черноморские порты Румынии, Болгарии и Турции.
При этом пропускную способность нефтеналивного терминала в порту Туркменбаши планируется к 2012 году расширить до 12 млн тонн в год.
Помимо нефти и нефтепродуктов, из Туркменистана в Россию паромами вывозятся сжиженные газы. Отметим, что паромное сообщение между Махачкалой и Туркменбаши организовано с 2006 года. Первоначально планировалась работа четырех паромов, однако из-за неготовности инфраструктуры в порту Махачкала (только один причал, отсутствие отдельных подъездных и сортировочных путей) пришлось продать два парома, и в настоящее время на линии работают паромы «Махачкала-1» и «Махачкала-2», средняя загрузка на кругорейс которых растет.
Дары Солнцеподобного
Перспективы роста грузопотока нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов из Туркменистана создают дополнительные возможности для развития российских портов Каспия, судоходных компаний и судостроительных предприятий. Дело в том, что судостроительные мощности Туркменистана, Азербайджана и Казахстана не позволяют построить необходимый тоннаж, а с принятием в России закона о поддержке судостроения и судоходства, российские судоходные и судостроительные предприятия получат дополнительные стимулы и преимущества для создания танкерного флота.
Отметим, что уже сейчас некоторые российские судовладельцы разместили заказы на строительство серий новых танкеров "река-море". Это, во многом, вызвано устареванием действующего российского танкерного флота и вступлением с 2015 года международных требований к конструкции танкеров (двойной корпус с определенными характеристиками), а также диверсификацией бизнеса.
В частности, «Московское речное пароходство» (МРП) заказало строительство трех танкеров «река-море» дедвейтом 6,6 тыс. тонн проекта RST-25 на судостроительном предприятии ООО «Верфь братьев Нобель» (Рыбинск, Ярославская область). Как ранее сообщал генеральный директор МРП Константин Анисимов, новые танкеры будут использоваться также в Каспийском, Черном и Средиземном морях в зимнее время. Кроме того, нефтеналивные танкеры, в том числе для Туркмении и Казахстана, строит завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород).
Активно на рынке перевозок из Туркменистана нефти, нефтепродуктов и сжиженных газов работает группа «Сафинат», обладающая нефтеналивным флотом из 6 танкеров, а также 1 специализированным судном для перевозки сжиженного газа (не учитывая сухогрузов). Группа также владеет пока единственным на юге России терминалом сжиженных углеводородных газов в порту Темрюк. При этом компания имеет обширную судостроительную программу и планы создания в России собственных судостроительных мощностей, о чем более подробно можно ознакомиться в интервью вице-президента группы «Сафинат» Ивайло Гецова, данном ИАА «ПортНьюс» 8 февраля 2010 года >>>>.
Помимо терминала СУГ группы «Сафинат», в южном бассейне должен появиться еще один терминал ЗАО «Таманьнефтегаз», завершение строительства первой очереди которого предполагается в феврале 2011 года. Первая очередь строительства включает перегрузочный комплекс СУГ производительностью 1 млн тонн в год (в том числе, пропана 750 тыс. тонн, бутана 250 тыс. тонн); перегрузочный комплекс нефти производительностью 5 млн тонн нефти в год (10 резервуаров по 40 тыс. куб. м и две сливные эстакады на 72 цистерны каждая); морскую эстакаду с двумя причалами СУГ и двумя причалами для погрузки нефти.
О планах развития каспийских портов России подробно читайте в аналитическом издании ИАА «ПортНьюс» «Портовый сервис. Бункерный рынок. Полугодовой отчет – 2010» >>>>.
Что касается зарубежных нефтеналивных терминалов, работающих в том числе с туркменскими грузами, то и там существуют обширные программы развития. Так, проектная мощность терминала Дюбенды (Азербайджан) составляет 12 млн тонн (в настоящее время 1,5 млн тонн), Сангачал (Азербайджан) – 34 млн тонн к 2012 году (связан с проектом трубопровода «Баку-Тбилиси-Джейхан»), терминал сжиженного газа Киянлы (Туркменистан) – 200 тыс. тонн. Увеличение пропускной способности предполагается и в иранских портах, однако их развитие ограничивается международными санкциями и общей нестабильной международной ситуацией вокруг этого государства.
Основным конкурентом маршрутов, связанных с Россией, в Каспийском регионе является проект коридора Европа – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА), принятый на конференции в Брюсселе в мае 1993 года, в которой принимали участие министры торговли и транспорта из восьми стран ТРАСЕКА (пять республик Центральной Азии, в т.ч Республика Казахстан и три Кавказские республики). В этих странах проводится программа Европейского Союза по оказанию технической помощи для развития транспортного коридора Запад-Восток из Европы, вдоль Черного моря, через Кавказ и Каспийское море в Центральную Азию.
Виталий Чернов.