Генеральный директор ОАО «ММТП» Виктор Морозов: Мы готовы полностью обеспечить выполнение программ, намеченных грузоотправителями
Из-за изменения конъюнктуры на мировых рынках, структура грузооборота ОАО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) может измениться. Об этом, а также о дальнейших планах развития бизнеса в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает генеральный директор стивидорной компании Виктор Морозов.
- Виктор Васильевич, каковы предварительные прогнозы итогов работы Мурманского морского порта в 2010 году?
- Мы планируем по итогам года выйти на общий грузооборот в 14 – 14,2 млн тонн. Из них примерно 10 млн тонн составит уголь, 1,5 млн тонн – апатиты и удобрения, 300 тыс. тонн - марганцевая руда, порядка 800 тыс. тонн - железорудный концентрат и еще 0,5 млн тонн – грузы ОАО «Норильский никель», следующие в порт Дудинка. По сравнению с прошлым годом из всех видов обрабатываемых в порту грузов, наблюдается сильное снижение грузооборота только по углю – на 2 млн тонн меньше показателя 2009 года. Причина - изменение мирового угольного рынка. В 2010 году большая часть угольного грузопотока развернулась в направлении Китая, там цены на уголь выше. Уголь через наш порт экспортируется преимущественно в Европу и Северную Америку.
Из-за снижения перевалки угля нам пришлось скорректировать свой бюджет до конца текущего года. Но в целом обязательства по капитальному ремонту, закупке новой техники, модернизации, экологии портом выполнены в полном объеме. Порт сегодня работает стабильно, заработная плата выплачивается, дивиденды за 2009 год были самые высокие за все время существования акционерного Общества.
- Какие компании изменили объемы поставки угля в порт в этом году?
- Надо отдать должное компании СУЭК, которая, несмотря на трудную ситуацию, выполняет свои обязательства. Некоторые другие грузовладельцы, к сожалению, снизили отгрузки, но для этого у них были серьезные, объективные основания.
В связи с очень жестким подходом государственных надзорных органов к работе угольных шахт, некоторые шахты долгое время были закрыты. В частности, Котинская шахта работает с перебоями. Это значительно влияет и на нашу работу – плановые цифры по отгрузке угля этой шахтой выполняются на 15-20%, что ведет к снижению грузооборота порта.
Мы с пониманием относимся к сложившейся ситуации, поскольку видим, что грузоотправители принимают все меры, чтобы увеличить объем поставки угля на Мурманск.
- Снижение грузооборота как-то отразилось на планах развития ММТП?
- В этом году Советом директоров ОАО «ММТП» была принята программа развития до 2020 года, определены основные направления. Хочу подчеркнуть, что наша программа полностью отвечает поручению президента российской Федерации Дмитрия Медведева об инновационном пути развития. Все документы по нашей программе направлены в Минэкономразвития и в Минтранс России. Мы готовы развиваться.
Итоги Мурманского международного экономического форума, проводившегося 1-2 октября, уже дают положительные результаты. На форуме нам удалось достигнуть договоренности по проекту отгрузки из нашего порта на трассы Северного морского пути железорудного концентрата. Рынок складывается так, что отправлять концентрат в Китай выгодно. Объем может быть значительным, Китай потребляет железорудного концентрата более 100 млн тонн в год. Маршрут из Мурманска по трассам Севморпути будет короче на 7-8 тыс. км, чем традиционный маршрут через Суэцкий канал. Однако, для реализации такого проекта, необходимы специализированные балкерные суда ледового класса, грузоподъемностью 50-60 тыс. тонн груза. Таких судов на сегодняшний день нет. Эта тема очень интересна и перспективна, мы ее прорабатываем совместно с «Атомфлотом».
На сегодняшний день Мурманский порт готов осуществлять перевалку 1,5 млн тонн железорудного концентрата, увеличив этот объем до 5 млн тонн в год, при этом будет необходимо внести некоторые коррективы в план развития порта, выделив отдельный терминал под этот груз.
Также мы рассчитываем увеличить грузооборот за счет перевалки грузов для освоения Штокмановского месторождения и Приразломной. Мы готовы полностью обеспечить выполнение программ, намеченных грузоотправителями.
- Назовите, пожалуйста, основные параметры Вашей инвестпрограммы.
- Инвестиции, в первую очередь, предусмотрены на реконструкцию первого района порта – 7 млрд рублей до 2015 года. Мы полагаем, что половина этой суммы будет вложена ФГУП «Росморпорт», а другую половину инвестиций мы будем обеспечивать за счет собственных средств. Планируется строительство новой линии причалов, увеличение причального фронта. Сейчас ведется работа по увязке инвестиционного проекта с развитием всего Мурманского транспортного узла. Думаю, согласование проекта с правительством Мурманской области и с «Росморпортом» нам удастся получить к лету следующего года. Пока мы за свой счет выполняем предпроектные проработки, делаем обоснования для будущих инвестиций.
На Транспортной неделе в Москве говорили о том, что, возможно, государство сочтет для себя выгодным продажу причалов. Тогда мы готовы рассматривать такой вариант развития в рамках концессионного соглашения. В этом случае ОАО «ММТП» самостоятельно привлечет соинвестора для строительства новых гидротехнических сооружений с последующим возвратом затраченных средств за счет снижения арендных платежей.
- Как вы оцениваете идею акционирования «Росморпорта»?
- Я думаю, это правильный и нужный путь, который позволит оперативно решать бумажные вопросы. «Росморпорт» - это гигантская структура, управление которой достаточно медленное и неповоротливое. Если сделать ФГУП «Росморпорт» акционерным обществом, выделить из него филиалы, которые можно наделить большими полномочиями для принятия решений на местах, то такая мера значительно ускорит развитие портовых сооружений. Акционировать «Росморпорт» необходимо как можно быстрее.
Беседовала Надежда Малышева.