Свадьба гигантов
Группа «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) сообщила о начале подготовки сделки по приобретению 100% доли в уставном капитале ООО «Приморский торговый порт». Согласованным условием сделки по приобретению 100% долей в уставном капитале ООО «Приморский торговый порт» является продажа контролирующими бенефициарными владельцами ОАО «НМТП» контрольного пакета акций ОАО «НМТП» бенефициарным владельцам ООО «Приморский торговый порт» (ОАО «АК Транснефть» и Инвестиционная группа «Сумма Капитал»).
В настоящее время отсутствуют окончательные документы и условия по предстоящей сделке. Сроки ее проведения также определить затруднительно, так как для создания такой мега-стивидорной компании потребуется согласие не только акционеров обоих портов, но и государственных контролирующих органов - Федеральной антимонопольной службы и Правительственной Комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Публичная стоимость Приморского порта год назад называлась в объеме $5 млрд при объёмах перевалки нефти около 75 млн тонн в год. До введения Правительством РФ эмбарго на зерно капитализация НМТП была чуть выше $3 млрд при грузообороте в 86,5 млн тонн в 2009 году. При этом ПТП специализируется на перевалке нефти, которая относится к низкомаржинальным грузам, тогда как НМТП является диверсифицированным портом, перегружая высокомаржинальные контейнеры и зерно.
Шаг к нефтепродуктам
Эксперты, опрошенные ИАА «ПортНьюс», считают, что публичная оценка нефтеналивного порта в Приморске несколько завышена. Напомним, что год назад в своем интервью глава АК «Транснефть» Николай Токарев оценил стоимость Приморского терминала в $5 млрд. Сегодня, эта цена может быть ниже, примерно на уровне $3-4 млрд. Однако Приморский порт имеет серьезные планы на свое развитие. Их реализация сможет увеличить в скором времени стоимость самого терминала.
С 1 декабря 2010 года в порту планируется запустить в эксплуатацию бункеровочный комплекс, рассчитанный на перевалку до 60 тыс. тонн мазута ежемесячно. Правда пока, бункерный рынок порта Приморск не превышает 30 тыс. тонн в месяц, поэтому мазутный комплекс будет работать лишь на половину своей загрузки.
Стоит отметить, что доставка нефтепродуктов для бункеровки в Приморск пока будет осуществляться из Санкт-Петербурга автоцистернами и небольшим танкером «Офелия» (7 тыс. тонн). В перспективе Приморский порт планирует построить собственные железнодорожные подъездные пути и добиться подключения их к магистральной сети в районе станции Ермилово. Вероятно, вопрос о создании на терминале железнодорожной инфраструктуры может быть решен до конца текущего года.
Получив железнодорожное сообщение, порт готов приступить к новому проекту по созданию экспортного мазутного терминала. Проектные проработки предусматривают строительство резервуарного парка и сливных эстакад для экспортной перевалки 20 млн тонн нефтепродуктов в год.
«Транснефть» изучает возможности о замещении части объемов перевалки нефти на морских терминалах нефтепродуктами. Это недавно подтвердил президент «Транснефти» на конференции «Рейтер». «Экспорт российской нефти в Европу через черноморские порты может снизиться на фоне роста переработки на НПЗ и увеличения экспорта нефтепродуктов», - сказал глава «Транснефти». Запуск новых нефте- и продуктопроводов приведет к снижению экспорта сырья из Новороссийска, сообщил Токарев. После открытия перевалки нефти (проект БТС-2) в Усть-Луге (Ленинградская область) «Транснефть» сократит поставки Urals в Новороссийск, пропорционально увеличив отгрузки нефтепродуктов в порту с постройкой нефтепродуктопровода «Юг», который свяжет Новороссийск с НПЗ Поволжья и юга страны. «Мы бы могли отдать часть мощностей в Новороссийске под нефтепродукты... порядка 9 миллионов тонн. Эти объемы (нефти) можно спокойно снять с Новороссийска и направить в Усть-Лугу», – сказал он. По его мнению, балтийское направление экспорта Urals более выгодно для экспортеров чем черноморское, и сокращение отгрузок нефти на юге не вызовет недовольства нефтяных компаний.
Угроза будущей рентабельности
Предстоящее объединение двух крупнейших российских портов может негативно отразиться на будущей рентабельности как ПТП так и НМТП. Аналитик компании "ФИНАМ" Константин Романов считает, один из будущих акционеров НМТП - Транснефть - заинтересована в сдерживании тарифов на перевалку одного из основных видов грузов - нефти. «Мы оцениваем данную новость как негативную дли миноритарных акционеров НМТП, так как, по сути, Транснефть получит контроль над тарифами на перевалку нефти, на которую по итогам 2009 года приходилось 51% грузооборота НМТП и 17% его выручки, что может негативно отразиться на рентабельности бизнеса НМТП.
В настоящее время отсутствуют окончательные документы и условия по предстоящей сделке. Сроки ее проведения также определить затруднительно, так как для создания такой мега-стивидорной компании потребуется согласие не только акционеров обоих портов, но и государственных контролирующих органов - Федеральной антимонопольной службы и Правительственной Комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Публичная стоимость Приморского порта год назад называлась в объеме $5 млрд при объёмах перевалки нефти около 75 млн тонн в год. До введения Правительством РФ эмбарго на зерно капитализация НМТП была чуть выше $3 млрд при грузообороте в 86,5 млн тонн в 2009 году. При этом ПТП специализируется на перевалке нефти, которая относится к низкомаржинальным грузам, тогда как НМТП является диверсифицированным портом, перегружая высокомаржинальные контейнеры и зерно.
Шаг к нефтепродуктам
Эксперты, опрошенные ИАА «ПортНьюс», считают, что публичная оценка нефтеналивного порта в Приморске несколько завышена. Напомним, что год назад в своем интервью глава АК «Транснефть» Николай Токарев оценил стоимость Приморского терминала в $5 млрд. Сегодня, эта цена может быть ниже, примерно на уровне $3-4 млрд. Однако Приморский порт имеет серьезные планы на свое развитие. Их реализация сможет увеличить в скором времени стоимость самого терминала.
С 1 декабря 2010 года в порту планируется запустить в эксплуатацию бункеровочный комплекс, рассчитанный на перевалку до 60 тыс. тонн мазута ежемесячно. Правда пока, бункерный рынок порта Приморск не превышает 30 тыс. тонн в месяц, поэтому мазутный комплекс будет работать лишь на половину своей загрузки.
Стоит отметить, что доставка нефтепродуктов для бункеровки в Приморск пока будет осуществляться из Санкт-Петербурга автоцистернами и небольшим танкером «Офелия» (7 тыс. тонн). В перспективе Приморский порт планирует построить собственные железнодорожные подъездные пути и добиться подключения их к магистральной сети в районе станции Ермилово. Вероятно, вопрос о создании на терминале железнодорожной инфраструктуры может быть решен до конца текущего года.
Получив железнодорожное сообщение, порт готов приступить к новому проекту по созданию экспортного мазутного терминала. Проектные проработки предусматривают строительство резервуарного парка и сливных эстакад для экспортной перевалки 20 млн тонн нефтепродуктов в год.
«Транснефть» изучает возможности о замещении части объемов перевалки нефти на морских терминалах нефтепродуктами. Это недавно подтвердил президент «Транснефти» на конференции «Рейтер». «Экспорт российской нефти в Европу через черноморские порты может снизиться на фоне роста переработки на НПЗ и увеличения экспорта нефтепродуктов», - сказал глава «Транснефти». Запуск новых нефте- и продуктопроводов приведет к снижению экспорта сырья из Новороссийска, сообщил Токарев. После открытия перевалки нефти (проект БТС-2) в Усть-Луге (Ленинградская область) «Транснефть» сократит поставки Urals в Новороссийск, пропорционально увеличив отгрузки нефтепродуктов в порту с постройкой нефтепродуктопровода «Юг», который свяжет Новороссийск с НПЗ Поволжья и юга страны. «Мы бы могли отдать часть мощностей в Новороссийске под нефтепродукты... порядка 9 миллионов тонн. Эти объемы (нефти) можно спокойно снять с Новороссийска и направить в Усть-Лугу», – сказал он. По его мнению, балтийское направление экспорта Urals более выгодно для экспортеров чем черноморское, и сокращение отгрузок нефти на юге не вызовет недовольства нефтяных компаний.
Угроза будущей рентабельности
Предстоящее объединение двух крупнейших российских портов может негативно отразиться на будущей рентабельности как ПТП так и НМТП. Аналитик компании "ФИНАМ" Константин Романов считает, один из будущих акционеров НМТП - Транснефть - заинтересована в сдерживании тарифов на перевалку одного из основных видов грузов - нефти. «Мы оцениваем данную новость как негативную дли миноритарных акционеров НМТП, так как, по сути, Транснефть получит контроль над тарифами на перевалку нефти, на которую по итогам 2009 года приходилось 51% грузооборота НМТП и 17% его выручки, что может негативно отразиться на рентабельности бизнеса НМТП.
Кроме того, в отсутствие других параметров сделки, по нашим оценкам, существует значительный риск, что объединение будет происходить на неблагоприятных условиях для миноритарных акционеров».
Надежда Малышева, Виталий Чернов
Справка:
Группа «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) является крупнейшим российским портовым оператором. Акции НМТП котируются на российских биржах РТС и ММВБ (тиккер NMTP), а также на Лондонской фондовой бирже в форме глобальных депозитарных расписок (тиккер NCSP). Грузооборот Группы «НМТП» в 2009 г. составил 86,5 млн тонн. Консолидированная выручка Группы за 2009 год по МСФО составила $675,1 млн, чистая прибыль – $252,2 млн. Группа «НМТП» объединяет следующие стивидорные компании: ОАО «Новороссийский морской торговый порт», ОАО «Новороссийский зерновой терминал», ОАО «Новороссийский судоремонтный завод», ОАО «Флот НМТП», ОАО «Новорослесэкспорт», ОАО «ИПП» и ООО «Балтийская стивидорная компания».
ООО «Приморский торговый порт» (ПТП) – крупнейшая стивидорная компания в Северо-Западном федеральном округе, оказывающая погрузо-разгрузочные услуги нефтяным компаниям и осуществляющая перевалку сырой нефти, получаемой по Балтийской трубопроводной системе. Объем перевалки нефти за 2009 г. составил 74 млн 895,2 тыс. тонн.